Что такое ROI
ROI дословно расшифровывается как Return of investment в переводе на русский возврат инвестиций. ROI измеряется в процентах и показывает рентабельность инвестиций.
Финансовый коэффициент ROI широко используют во многих сферах, в нашей статье мы разберём показатель ROI в сфере инвестиций при оценке компаний.
В математическом выражении ROI можно выразить формулой:
ROI = (Чистая операционная прибыль компании/величина инвестиционного капитала)*100%
Чистая операционная прибыль компании – это прибыль, с которой уже уплачены налоги.
Если вы рассчитываете ROI исходя из квартальной отчётности, то необходимо пересчитывать коэффициент на год. Банки тоже так делают, когда рекламируют свои услуги по депозитам. Пример вы вкладываете деньги на полгода, но Вам озвучивают годовой процент и этот процент и есть ROI для конкретной инвестиции. Любые финансовые показатели лучше рассчитывать на год, так как бывают отрасли с сезонным видом деятельности и результаты разных кварталов не являются показательными.
Как использовать ROI
Используйте ROI для сравнения разных компаний в одной отрасли, а также можно проследить динамику развития компании по разным годам. Сравнивать показатели ROI компаний из разных отраслей не имеет смысла, так как слишком много нюансов может быть.
Показатель ROI нужен инвестору для того, чтобы проанализировать эффективность вложений денег в основную деятельность компании, поэтому крайне важно, что показатель ROI учитывает именно операционную прибыль, а это именно та прибыль, которую генерирует компания непосредственно от своей основной деятельности. Инвестиционный капитал компании – это собственный капитал компании и долгосрочные обязательства. Именно эти деньги компания инвестирует в основную деятельность.
Что важно знать о ROI
При расчёте ROI нельзя в знаменателе использовать EBITDA (чистая прибыль до выплаты налогов), так как у компании может быть прибыль не связанная с прямой её деятельностью, и она не должна быть учтена в измерении ROI.
Пример: компания занимается фармацевтикой, основным видом деятельности данной компании является производство лекарств. Также у этой компании есть недвижимость, которую она сдаёт в аренду и получает прибыль с этого. Данный доход не является доходом, полученным от прямого вида деятельности. Учитывать в оценке эффективности работы компании данный доход не стоит.
Преимущества ROI:
1) Простой показатель и наглядный
2) Показатель очень удобен для сравнения компаний в одной отрасли
3) Позволяет понимать насколько эффективно компания использует свои ресурсы
Недостатки ROI:
1) Данный показатель иногда рассчитывается некорректно и им можно играть, чтобы получать картину лучше, чем есть на самом деле.
Подведём итог: Данный мультипликатор не является основным показателем, на основе которого стоит делать далеко идущие выводы. Он используется больше для получения большего объема информации о компании и с помощью него можно понять, сколько удалось бы заработать с инвестиции в прошлых отчетных периодах. С помощью ROI можно понять одно из ключевых факторов - насколько эффективно работает бизнес компании.
Мы разобрали ROI, как финансовый мультипликатор, который позволяет инвесторам оценивать компании. Так как у показателя ROI достаточно широкий круг применения его можно использовать инвестору в качестве оценки своих инвестиций.
Рассмотрим пример:
Вы купили акцию, к примеру, Сбербанка за 200 руб., затем получили дивиденды с учётом выплаты НДФЛ в размере 16,27 руб., затем продали акцию за 220 руб.
ROI= (220-200+16,27)/200 * 100% = 18,13 %
Получается, что ROI нашей инвестиции составил 18,13%
Хорошие аналитики хвастаются обычно тем, что их инвестиции приносят им по 30% годовых, что является действительно отличным результатом, если он действительно такой. Если ROI ваших инвестиций меньше, чем банковский депозит, а он сейчас примерно равен 5-7 % , то вам стоит реструктуризировать свой инвестиционный портфель.