Начало открытия нового закона об анализе можно отнести к 1905 году, когда Константин Сергеевич Станиславский впервые предложил анализировать пьесу этюдным путем. И только в 1935 году Станиславский с новой, приумноженной силой убежденности стал проповедовать идею анализа пьесы в действии».
Метод действенного анализа — способ перевода образов одного вида искусства — литературы, драматургии — в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа.
Метод действенного анализа, как новый прием работы, был предложен К.С. Станиславским в конце своей жизни для преодоления развивающейся пассивности актера, который при длительности «застольного» периода возлагает всю ответственность за создание роли на режиссера. К.С. Станиславский, как пишет Кнебель, «объявил войну пассивности актера, в чем бы она не проявлялась во время работы над ролью, или во всей деятельности творческого коллектива, при создании спектакля или в процесс его исполнения».
Говоря о неразрывной связи между «жизнью человеческого тела» и «жизнью человеческого духа», об их полном единении, К.С. Станиславский, анализируя внешнее поведение персонажа, постепенно приходит к раскрытию внутреннего мира героя. Поэтому, им был предложен краткий логический разбор, «разведка умом» и после актеру предлагалось выйти на площадку, для того чтобы выполнить свои действия в конкретно обстановке. После этого необходимо возвратиться за стол, для осмысления найденного и проверки насколько точно исполняется замысел драматурга.
Конкретно-исторический анализ произведения здесь неотрывен от духовно-нравственных проблем. Поэтому фундаментальным понятием метода является сверхзадача — то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
Путь воплощения сверхзадачи — сквозное действие — это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача.
Двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», — опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, — от исходного события, через основное, центральное, финальное — к главному событию. Событийное развитие — важнейшая часть режиссерского замысла. Событие — основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий — путь к постановочному решению спектакля.
Метод действенного анализа – это в первую очередь долгий застольный период.
Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
1. Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды — океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
2. Основное (или начальное) событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
3. Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.
4. В финальном событии — кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.
Важнейший этап рождения режиссерского замысла — определение исходного предлагаемого обстоятельства, той среды, неизменной на протяжении всего развития пьесы (вобравшей в себя авторскую боль), которая «беременна» проблемой произведения.
Не менее существенно выявление главного конфликта: он носит всегда нравственный характер, представляет собою процесс рождения, становления или падения, деградации личности.
Все названные здесь параметры метода взаимосвязаны, неотрывны друг от друга, это обеспечивает целостность анализу. В процессе рождения спектакля они являются компасом, верно ориентирующим его создателей.
И так, более структурно: Как уже отмечалось выше, весь метод состоит из двух частей: разведка умом и разведка действием. По этой схеме строиться весь процесс работы над спектаклем. Но для начала необходимо выяснить, на какую территорию производиться разведка, что при этом выясняется и какие элементы позволяют нам раскрыть авторский замысел.
Этот процесс состоит из следующих этапов:
- Работа по изучению «предлагаемых обстоятельств».
- Выделение событий, фактов, событийного ряда.
- Поиск «сверхзадачи» и «сквозного действия».
- Определение «линии роли».
- Работа над «внутренними монологами».
- Работа над «видениями».
- Работа над «характерностью».
- Работа над словом.
Литература:
Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М. ГИТИС, 2014.
Кнебель М. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966.
Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.:
Просвещение, 1982.
Станиславский К.С. Работа актёра над собой, М.: Азбука-Аттикус, 2015.
Товстоногов Г.А. Зеркало сцены М.: Искусство, 1980.
Дополнительно: https://ru.wikipedia.org/wiki/Действенный_анализ
Реферат - Эссе - Сочинение - Диплом - Курсовая: https://vk.com/club43604932