Найти в Дзене

Правда и вымысел картины «Княжна Тараканова»

Вновь и вновь возвращаются писатели, поэты и художники к истории этой удивительной женщины, и никто с уверенностью не может ответить на вопрос: а действительно ли она самозванка? Может, сгубили в тюрьме Петропавловской крепости царскую дочь?

Константин Дмитриевич Флавицкий, русский живописец и профессор Императорской Академии художеств, увековечил историю княжны Таракановой в своей знаменитой картине:

К.Д. Флавицкий. Княжна Тараканова, 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва
К.Д. Флавицкий. Княжна Тараканова, 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно сюжету картины, узница каземата Петропавловской крепости спасается от неминуемой гибели – наводнения, и вся эта история, очевидно, пронизана неподдельным трагизмом и жалостью автора к несчастной. Однако, как не печально-красив данный сюжет, он не совсем соответствует действительности.

Елизавета Владимирская, или княжна Тараканова (так назовут её позже в книгах и художественных произведениях), выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Алексеевны и её фаворита графа Алексея Разумовского. Существует версия, что между ними был заключён законный брак, чем и воспользовалась самозванка, считавшая себя законной наследницей российского престола. Стоит ли говорить, что она сама не раз становилась невольной марионеткой в политических играх разных сторон – то были и литовские гетманы, и французские маркизы, и автрийские подданные. Кто надоумил девушку (если она действительно являлась самозванкой) принять на себя имя российской принцессы, или же кто рассказал Елизавете правду об её происхождении?

Мраморный барельеф из коллекции великого князя Николая Михайловича, единственное достоверное изображение княжны
Мраморный барельеф из коллекции великого князя Николая Михайловича, единственное достоверное изображение княжны

Так или иначе, в истории России она была не первой самозванкой, но одной из первых, кто действовал за пределами родной страны – заграницей. Россию она увидит лишь через решётчатые окна тюремной камеры.

Авантюры и провокации княжны окончательно надоели Екатерине II, которая бережно и ревностно оберегала свой престол от чьих-либо нападок. В Рим, для совершения тайной операции по похищению самозванки, царица отправила Алексея Орлова – героя русско-турецких войн и брата её бывшего фаворита Григория. Были получены следующие инструкции:

Если то возможно, — писала Екатерина, — приманите её в таком месте, где б вам ловко бы было посадить на наш корабль и отправить за караулом сюда...

К тому времени княжна Елизавета сильно болела и практически не выходила в свет, но отчего-то приняла приглашение Алексея Орлова приехать в Пизу, где он подготовил для неё комфортабельный дворец. Считается, что княжна безумно влюбилась в Орлова и доверилась его доводам – мол, матушка Екатерина на неё не сердится и сердечно ждёт в столице Российской империи для личного знакомства. Сохранились также отрывки из писем княжны графу Орлову:

Защитите меня, князь, Вы ведь видите, что все — против меня, ни одной живой души, что встала бы на мою защиту (…) Я невыразимо измучена, Вы ведь видите, князь, что я ко всему этому не имею отношения. Погибли моя честь, состояние и здоровье.

Были ли со стороны Алексея Григорьевича какие-либо чувства – для нас вечная загадка, скорее всего, он беспрекословно и самоотверженно исполнял приказ императрицы – любым способом доставить княжну в Россию. Он даже был готов жениться на девушке, дабы она полностью доверилась ему и покорилась судьбе – и её крепость пала. Обманным путём Елизавету заманили на адмиральский корабль и арестовали, уверяли, что и её возлюбленный Орлов тоже под стражей – и она верила, писала ему письма, а в мае её корабль споткнулся о порт Кронштадта.

Эпизод венчания Алексея Орлова и княжны Таракановой (как одна из версий похищения) в сериале "Екатерина: Самозванцы"
Эпизод венчания Алексея Орлова и княжны Таракановой (как одна из версий похищения) в сериале "Екатерина: Самозванцы"

Самозванку поместили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а после перевели в Комендантский дом. Говорят, тогда она уже была совсем плоха и, возможно, беременна. На допросах она рассказывала то, что знала, и придерживалась версии своего царского происхождения – таким образом, не могло быть и речи о том, что императрица Екатерина отпустит её из тюрьмы. Совершенно больная от туберкулёза пленница умерла 4 декабря 1775 года, так и не раскрыв на исповеди тайны своего происхождения и не признавшись в обмане. Возможно, она не сделала этого потому что и сама до конца не знала, кто она и чья дочь, поэтому научилась верить в то, что в венах её – кровь самого Петра I. Или княжна просто не видела смысла раскрывать тайну самой великолепной своей авантюры, результаты которой привели её в тюрьму.

Возвращаясь к картине Константина Флавицкого - мы видим на ней княжну Тараканову, но сюжет данной работы выдуман. Наводнение в Петербурге пришлось на осень 1777 года, когда как княжна к этому времени уже умерла. Хотя, существует показания некоторых узников равелина, которые помнят Елизавету ещё живой после 1777 года – их слова так ничем и не подтвердились, но фантазия Флавицкого прочно укрепилась в умах и увековечила трагичную историю (лже) российской принцессы.

#история россии #княжна тараканова #искусство #санкт-петербург #загадки истории