В этой статье я подробно расскажу о тринадцатом эпизоде сериала. Если порядковый номер серии вас несколько смущает, то рекомендую ознакомиться с этой статьёй 😉
Название эпизода: "Гамбит" (Gambit)
Автор сценария: Майкл Лосефф (также написал "Любовь", "Симона", "Выбор" и "Невинный")
Режиссёр: Джон Кассар (также снял "Никита" и "Любовь")
Злодей: Грегор Кесслер
Сюжет: Грегор Кесслер — террорист, психопат и мастер перевоплощений. Когда Отделу наконец-то удаётся его поймать, начинается самая опасная игра, в ходе которой Мэдлин приходится рисковать жизнью.
Интересные факты.
💣 Гамбит — шахматный термин, обозначающий намеренное "пожертвование" одной фигуры (обычно пешки) ради приобретения преимущества. Часто выполняется в самом начале игры для форсирования событий, захвата центра поля или обострения ситуации.
💣 Это последний эпизод из первой "партии", которую канал USA Networks заказал у производственной компании. Уже на этапе сценария серия показалась представителям канала настолько мрачной, что они почти от неё отказались, но в итоге согласились на смягчение некоторых элементов.
💣 Это первый — и один из немногих эпизодов, посвящённый Мэдлин.
💣 Один из моментов, который шокировал Рода Перта (директора USA Network), был тот факт, что Мэдлин хладнокровно убивает четырёх людей в самом начале серии. Он потребовал значительно сократить сцену или и вовсе отказаться от неё, и авторы пошли на уступки. В итоге, мы видим только одно убийство: слышим выстрел, когда Никита шагает по коридору.
💣 По этой же причине пришлось переделывать сцену, когда Кесслер прокусывает своей дочери ярёмную вену. Изначально в кадре было гораздо больше крови, но из-за требований канала создатели оставили только тонкую струйку, ползущую изо рта террориста.
💣 Одну сцену вырезали из середины серии. В ней шеф ругается с Джорджем по телефону, пока Биркофф и несколько ассистентов ищут информацию о Кесслере. Таким образом, перепалки Джорджа и шефа могли бы начаться гораздо раньше, чем третий-четвёртый сезон, но на тот момент у авторов ещё не было чёткого представления о новом персонаже, поэтому от диалога решили отказаться.
💣 В этой серии содержится намёк на то, что Первый Отдел находится в США. Это можно понять, исходя из разговора команды, когда они пытаются вычислить, откуда Кесслер собирается красть кобальт. Валюта, в которой ведутся изначальные расчёты, — это американские доллары. Позже все эти намёки просто проигнорируют, а действие сместится в Европу.
💣 В этом эпизоде мы видим новое помещение в Отделе, так называемую комнату наблюдений (Observations). Именно оттуда вся команда наблюдает за первым допросом Кесслера.
💣 Это последний раз за весь сериал, когда главную дверь (Van Access) открывают вручную: Кесслер использует карту доступа, когда сбегает из Отдела. Позже дверь всегда будет открываться автоматически.
💣 Это первый эпизод, в котором упоминаются латексные маски. Впоследствии это станет сюжетообразующим элементом ещё не один раз.
💣 Видео-послание Кесслера ближе к концу серии было снято довольно необычным способом и без применения спецэффектов. Монтажёр Дэвид Томпсон решил протестировать свою новую цифровую камеру: сначала сцену сняли в обычном формате, затем запустили на мониторе и сняли получившееся на цифровую камеру, чтобы намеренно снизить разрешение.
💣 В изначальной версии сценария планировалась чуть более запутанная развязка. После того, как Майкл и Никита обнаруживают, что Кесслер снял с себя передатчик, Никита замечает движение в ближайшем лесу и бросается в погоню. Майкл же возвращается к фургону, чтобы проверить, почему пропала связь. У фургона он видит мужчину, который держит Биркоффа на мушке, и без раздумий стреляет в него. Дальше он слышит какие-то звуки, идущие изнутри фургона, и наклоняется, чтобы посмотреть: там лежит связанный Биркофф с кляпом во рту. Первый "Биркофф" пользуется моментом, чтобы оглушить Майкла, стреляет ему в ногу и оставляет истекать кровью. Далее в схватку с Кесслером вынуждена вступить Никита, ей приходится переодеваться в Мэдлин. Подобный вариант показался создателям слишком запутанным, и они упростили и ускорили развитие событий.
💣 Приглашённый актёр Харрис Юлин (Кесслер) получил за эту роль премию CableAce Award. Буквально через год эту премию отменят, а сериалы получат право соревноваться за "Эмми".
💣 Режиссёр Джон Кассар получил премию Gemini за работу над этим эпизодом.
Комментарии создателей.
Майкл Лосефф:
Мне понравилось работать над сценарием, потому что сразу было ясно, что из себя представляет злодей. Конечно же, это Ганнибал Лектер, и можно было тут же садиться за первую страницу.
Джон Кассар:
Самое смешное, что произошло во время съёмок, это резиновая маска, которую мы придумали для Майкла. Она совсем не похожа на Мэдлин, это обычная резиновая маска из магазина, и Рой был похож в ней на Человека-слона. Он ходил туда-сюда с этой фигнёй на лице и говорил: "Я Человек-слон". Мы все умирали от смеха и смогли остановиться, только чтобы доснять наконец-таки эту сцену. Рой был просто уморителен.
Мои комментарии.
🎬 Любопытная серия, позволяющая поразмышлять о характере Мэдлин, о её прошлом и духовной близости с другими людьми в Отделе.
🎬 Мэдлин и Никита. В начале серии Никита заявляет, что Мэдлин — самый сильный человек из всех, кого она знает. Это вызывает то ли польщённый, то ли скептический смех у Мэдлин (возможно, и то, и другое). Чуть позже Никита приходит к ней в кабинет и предлагает поговорить по душам. Мэдлин хоть и не особо многословна, но всё же раскрывает Никите эпизод из своего прошлого. Наконец, в самом конце серии Мэдлин сама заявляется к Никите домой, и они пьют чай, совсем как старые знакомые. Всё это говорит о том, что между женщинами существовала своего рода симпатия, и была почва для дальнейших тёплых отношений. Впоследствии (уже во втором сезоне) Мэдлин станет более холодной и сдержанной.
🎬 Мэдлин и Майкл. Хотя между ними здесь нет почти ни одного диалога, можно заметить очень много параллелей между двумя сценами: попыткой Никиты выпытать у Майкла, что произошло с Симоной (в серии "Симона"), и попыткой выспросить у Мэдлин, что произошло с её сестрой. Оба слишком немногословны и раскрывают только сухие факты, оба винят в случившемся себя. Также есть очень жирный намёк в том факте, что Майкл переодевается в Мэдлин, чтобы обмануть Кесслера.
— Ты же не хотела, это случайность.
— Я хотела куклу.
🎬 Мэдлин и шеф. Здесь мы впервые видим, что Мэдлин и шефа связывает больше, чем деловое сотрудничество. Перед тем как она едет на встречу с Кесслером, он говорит, что она "слишком дорога" для него, и в ответ Мэдлин целует его в щёку.
🎬 В начале серии можно увидеть, как Биркофф поглощает пиццу на рабочем месте. Впоследствии авторы будут стараться избегать всяческих проявлений человеческих "слабостей" в Отделе.
🎬 Очень мне нравится сцена с командным брейнстормом, когда сотрудники Отдела пытаются вычислить место вероятной атаки Кесслера. Достаточно редко мы видим, что все в организации работают, как слаженный механизм, зависят друг от друга. Обычно кто-то даёт команду, а другой выполняет, но здесь явно чувствуется сила коллектива.
🎬 Во время первого допроса Кесслера он начинает зачитывать отрывок из стихотворения. Оно называется "Antigonish" и было написано в 1899 году американским поэтом Уильямом Хьюзом Мернсом. Автора вдохновили новости о призраке, который якобы появлялся на ступеньках заброшенного дома в городке Антигониш в Канаде. Стихотворение стало очень популярным, много раз использовалось в литературе, кино и служило основой для песен известных исполнителей. В сериале Кесслер заменяет местоимение 'he' на 'she', чтобы провести параллели с сестрой Мэдлин.
Оригинальная версия стихотворения:
Yesterday, upon the stair,
I met a man who wasn't there!
He wasn't there again today,
Oh how I wish he'd go away!"
When I came home last night at three,
The man was waiting there for me
But when I looked around the hall,
I couldn't see him there at all!
Go away, go away, don't you come back any more!
Go away, go away, and please don't slam the door...
Last night I saw upon the stair,
A little man who wasn't there,
He wasn't there again today
Oh, how I wish he'd go away...
🎬 Признаться, Мэдлин приходит на встречу с Кесслером удивительно неподготовленной. Она пугает его физической болью, хотя обычно её методы куда более тонкие. Террорист всухую обставляет её, предугадывает каждый следующий шаг. Это один из немногих эпизодов, где мы видим, как Мэдлин проигрывает в чём-то.
🎬 Ещё один момент позволяет нам узнать, как Мэдлин относится к "необходимому" насилию. Когда она сообщает Кесслеру, что Отдел схватил его дочь, он бросает ей в лицо:
— Зачем же вы хотите причинить боль невинной девочке?
— Я не говорила, что этого хочу.
Мэдлин явно из тех людей, кто может переступить через себя и через других людей, чтобы достичь цели. Она готова пытать и убивать, если того требует ситуация. В этом, на мой взгляд, её коренное отличие от Никиты, которая всегда искала альтернативные пути.
🎬 В этой серии впервые появляется идея об убийстве как о высшей милости. Хотя подобная тема не редкость для военных фильмов, для Никиты это становится новостью: поначалу её удивляет, что Кесслер пошёл на убийство собственной дочери.
🎬 Забавно, что Майкл здесь оказывается более умелым в боевых искусствах, чем мастер единоборств, тренирующий новичков. Когда приходит время использовать оперативника "в расход", тот легко расправляется с тренером, но оказывается бессилен перед Майклом.