Найти в Дзене
Бахтин простит

5 переоценённых авторов и книг

Оглавление

Это будет снобский текст.

Я стараюсь очень осторожно обращаться со словом «переоцененный». В моем исполнении есть апологетическое эссе о русской классике, как раз против подобных «переоценщиков».

Но я не идеален, и внутри у меня есть внутренний Арчибальд - Эстет с большой буквы, интеллектуальный сноб, критик и светский лев. Вечерами, развалившись в креслах у камина и зажав сигару в зубах, Арчибальд напыщенно обличает незаслуженно, по его мнению, популярные книги.

Дальнейшие высказывания как бы от лица моего внутреннего Арчибальда.

1 . «1984», «О дивный новый мир»

По-хорошему здесь должны быть вообще ВСЕ антиутопии, но ограничусь самыми популярными представителями. Когда человек говорит, что любит эти книги, я понимаю, что он читает преступно мало и крайне ограничен в литературном вкусе. Есть один комикс:

Впервые я увидел его в 2009 году, когда только зарегистрировался во ВКонтакте. Каково же было моё удивление, когда с пару недель назад комикс появился в одном популярном сообществе. Админы выложили его абсолютно на голубом глазу, как что-то новое и оригинальное.

Господи боже, вы пробовали читать ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ ДРУГОЕ?! Каждый «топ-200 книг, которые ты обязательно должен прочесть в эти выходные, чтобы девочки считали тебя умным» начинается с этих опусов. Любой книжный горе-блогер обязательно сделает обзор на эти прекрасные нетленки. Скажет: «Ох, как автор угадал» или «Ох, как глубоко и как похоже на наши современные реалии».

Хватит делать из Оруэлла и Хаксли каких-то прорицателей будущего! Когда юные революционеры сравнивают мир «1984» с современной Россией, хочется уже оплатить им окулиста и психиатра.

Альтернативы: Маркес «Осень патриарха», Набоков «Истребление тиранов» и «Бесы» Достоевского как описание «пред-антиутопии».

2. Рэй Брэдбери

Перефразируя Артемия Лебедева: «Рэй Брэдбери - это круто, когда тебе 13».

Взрослый человек, фанатеющий от этого американского фантаста, близок к мифическому. Это идеальная подростковая проза, очень бодрая и инфантильная, хорошо подходит для позднего пубертата. Но я не понимаю, почему полки в книжном завалены его нетленками. Роулинг лучше. Стивен Кинг лучше. Даже Лукьяненко лучше. Я серьёзно. Есть целая когорта фантастов, которые писали глубже, сложнее, разнообразнее, смешнее наконец!

Альтернативы: Роберт Шекли - любые рассказы; Станислав Лем - любая проза; Филип Дик - любая проза; Стругацкие - аналогично.

3. Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике»

Евгений Ваганыч Петросян стал сценаристом «Рика и Морти». Вот какие ощущения вызывает данная книга. Я не уверен, что это было смешно даже в 80-е годы. Единственный забавный момент связан с числом «42», но ради этого не стоило городить пять отдельных книжек. Аналогичные претензии, что и к Брэдбери: рассчитано на впечатлительных детей, которые любят яркие краски.

Альтернатива: Курт Воннегут «Сирены Титана», «Бойня №5», «Завтрак для чемпионов». Сложные произведения, с неоднозначным посылом и более тонким юмором.

4. Михаил Афанасьевич Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Считаю Булгакова великим автором, а данный роман - великим произведением. На этом бы я и закончил.

Иллюстрация к роману Андрея Набокова
Иллюстрация к роману Андрея Набокова

Но проблема романа, а точнее не романа, а его восприятия, в том, что фанатами его стали как раз те пресловутые москвичи, которых испортил квартирный вопрос. Аналогичная ситуация, как и с Бродским. Писатели для того, чтобы обложки их изданий выкладывали в инстаграм и кичились интеллектуальностью. О реальных попытках понять и разобраться в произведениях речи не идет.

Альтернативы: почитайте уже «Белую гвардию», наконец (по заветам Оксимирона); а если волнует сатанинская тема - пожалуйте к Гёте и его «Фаусту».

5. Чарльз Буковски

Второсортное бытописательство отдельно взятого маргинала. Это невозможно читать. И вовсе не из-за того, что старик весь из себя «аморальный» и «контркультурный». Просто его книги не дают никакой пищи для воображения.

У нас на районе таких Чарльзов Буковски был вагон и маленькая тележка. Какой-нибудь дядя Захар, который сидит на кортанах возле падика с бутылкой пива в руке и рассказывает, как он в армии служил. Или на почте работал в молодости. Или как с женщинами совокуплялся. Дядя Захар - он такой.

Но самое вредное в Буковски то, что он плодит эпигонов. Писать так, как Буковски, может любой. Но зачем?

Арчибальд кладет ещё тлеющую сигару в пепельницу. Уютный вечер у камина подходит к концу. Арчи сонно бредет в кровать, приглаживая складки на шелковой красной пижаме.

Денис Олейник, 8.06.2020

Читайте также:

Чем художественный текст отличается от табуретки?

Зачем читать «Страдания юного Вертера» в 2019 году?

Как быть, если ваш кумир – мерзавец?