По Нестору, легендарному призванию варягов, предшествовало хронологически точное событие: в 859 году «Имаху дань Варязи изъ заморья» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 18]. Через три года порабощенные норманнами племена изгнали варягов за море, перестав им платить дань.
С середины XVIII в. среди историков начались идейные споры о сути сообщения Нестора. Немецкий ученый Г.С. Байер (G.S.Bayer 1694-1738) в сочинении «De varagis», ссылаясь на Нестора, выдвинул положение: «От начала Руссы, или Росссияны владетелей Варягов имели» [Беэръ Феофилъ Сигефръ. Диссертацiя о варягах. - Спб., 1767, с. 1], а первые русские правители были скандинавскими варягами. Г.З. Байера поддержали немцы Г.Ф. Миллер (1705-1783) и А.Л. Шлёцер (A.L. Schlozer (1735-1809), подвизавшиеся в Российской Академии наук.
Патриотически настроенный М.В. Ломоносов считал взгляды немцев «позором России, русских государей и русского православия», а диссер-тацию Г.З. Байера назвал «заклятой» [ Ключевский В.О. Сочинения в 9-и тт. – М., 1989, т. VII, с. 190]. На что А.Л. Шлецер, ссылаясь на Делиуса, ответил: «Худо понимаемая любовь к отечеству подавляет всякое критическое и беспристрастное обрабатывание истории» [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле–Славенскомъ языкъ. Часть I.- Cпб., с. 430]. Сорок лет занимаясь древнерусской историей А.Л. Шлёцер писал: «Несторъ былъ для меня какъ старый другъ… невъроятно драго-ценномъ богатствъ Рускiя средняго въка исторiи» [Там же, с.1, 3].
Г.Ф. Миллер знал источники по русской истории, в том числе летопись Нестора, не хуже М.В. Ломоносова, и с позиций объективной исторической науки его аргументация безупречна. Для Г.Ф. Миллера была важна истина, тогда как М.В. Ломоносов видел в «норманнском вопросе» прежде всего основания для попрания русского (славянского) национального достоинства. Собственно, немцы Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер ничего нового в сравнении с Нестором не «изобрели», они просто озвучили его мнение понятиями середины XVIII века. По существу, опровергать «норманнизм», значит опровергать Нестора – единственный исторически полнокровный источник по древнерусской истории.
Центральным вопросом развернувшейся полемики стал вопрос об этническом происхождении варягов призванных на северо-запад Руси.
Под 839 годом в франкских «Бертинских анналах» первой половины IX века приводится случай, когда в посольстве греческого императора Феофила к императору франков Людовику Благочестивому обнаружились люди утверждавшие: «что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему (Феофилу), как они уверяли, ради дружбы. Он (Феофил) просил..., чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варвар-ских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет. Об этом он не замедлил ... сообщить Феофилу, а также о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его (Феофила) очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, с. 288-289].
«Умение Людовика опознать одного или несколько людей как «шведов» не подвергается современным учеными серьезным сомнениям. Людовик и его советники были достаточно осведомлены в подобных вопросах. Несколькими годами ранее Людовик снарядил к шведам миссию во главе с Ансгаром, который добрался до Бирки» [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200.– Спб., 2000, с. 52].
Дальнейшая судьба послов россов неизвестна, но, как показали последу-ющие события, они, судя по всему, все-же вернулись к chacanus народа Rhos.
Возникает немаловажный вопрос – почему послы от народа шведов (Sueones) титуловали своего властителя chacanus? Ответить на этот вопрос отнюдь не просто. Так, еще в 871 году в послании византийскому императору Василию I король франков Людовик II писал: «Хаганом (chaganus) же, как убеждаемся, звался предводитель (praelatus) авар (Avares), а не хазар (Gasani) или норманнов (Nortmanni)» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., т. IV, с. 23]. По мнению Г.В. Вернадского, норманны обосновались в Придонье уже в середине VIII века, прямо у границ Хазарии.[1]
Послы народа Rhos шли в посольстве византийского императора Феофила, и, судя по всему, имели понятие о могущественном сопернике Византии – Кагане Хазарии. Возможно, желая придать больший вес властителю народа Rhos – послы его титуловали каганом (chacanus), а не обычным европейским князь, или скандинавским конунг (konung).
Латинский историк Бертинских анналов одновременно именует повелителя народа Rhos двумя высшими титулами - восточным chacanus и западным rex (король).
Для скандинавов (народа Sueones) в то время живших в условиях родового самоуправления, титул chacanus определял собой статус властителя вышестоящего над родовыми конунгами и викингами. Сhacanus народа Rhos обладал не передаваемой по наследству пожизненной властью «вождя-короля», выполняя высшие административные, судебные и военные функции на подвластной ему территории.
Куда возвращались послы россов, где именно располагалась резиденция chacanus народа Rhos? «Трудности с возвратом посольства на родину свидетельствуют о северной локализации земли руси. "Только при этом обратный путь русов через земли франков обретает смысл" [Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. - Петрозаводск., 1990, с. 53]. Есть много предположений, что эта резиденция находилась – в самой Швеции, на приграничных к ней землях, или на землях славян, в при-ильменском Городище, в Старой Ладоге, верхневолжском Сарском городище.
Что касается Швеции, то нет никаких источников и археологических артефактов, хоть в малейшей степени говорящих о нахождении на ее территории резиденции chacanus народа Rhos. К тому же, путь от Германии до Швеции через Балтику не «пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов».
Приильменское Городище, по данным археологии, в середине IX века как крепость-поселение норманнов лишь зарождалось. Старая Ладога, хотя и существовала, но ее население, включая скандинавов, было незначительным. Лишь спустя двадцать лет, по Нестору, призванный на княжение Рюрик обустроил свою резиденцию в Старой Ладоге, срубив в ней крепость, однако, ее следы до сих пор не обнаружены.
Что касается верхневолжского Сарского городища (поселения племенного центра меря), то его сложно считать резиденцией chacanus народа Rhos, ее следы отсутствуют в данной местности, к тому же, весьма отдаленной от Швеции и Германии.
Наиболее вероятным местом нахождения резиденции chacanus народа Rhos были земли северо-восточного Приладожья и южного Прионежья в районе Белоозеро. Отсюда через Вуоксу был прямой выход к Швеции, а через Волхов, Приильменье и Чудское озеро– к западной Европе.
По мнению В.И. Паранина речь идет о землях западного Приладожья: «о территории, которая в настоящее время носит название Карельского перешейка и которая действительно в прошлом представляла собой остров, поскольку cиcтема Вуоксы в районе Выборга соединялась с Финским заливом… Вуокса была одной из проток, соединяющих Финский залив с Лaдогой; другой протокой была Нева, а между ними простирался остров, который и размерами, и ландшафтами, и своим географическим положением coвпaдaет с островом Рус из арабских источников. Они служат еще одним основанием для локализации исторического ядра Древнерусского государства на территории нынешнего Карельского перешейка» [Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. - Петрозаводск., 1990, с. 116-117].
Относительно географии «острова Русов» точка зрения В.И. Паранина весьма правдоподобна, однако, при этом, он намеренно игнорирует сообщения арабских источников о том, что на «острове Русов», по Ибн Русте, «было много городов» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009-2010, т. I, с. 49], а по ал-Макдиси на «сыром острове русов, окруженном озером… стояла крепость, защищающая их от врагов» [Там же, с. 51]. Как известно, на Карельском перешейке времен Рюрика никаких городов и крепостей не было, эта земля получила характерное историческое имя Ингардия, т.е. страна без городов. Первые крепостные сооружения на Вуоксе и Неве появились лишь к концу XIII века.
Главу народа Rhos звали chacanus поскольку он властвовал и обогащался торговлей рабами и пушниной севера с Булгарией и Хазарским Каганатом и, вероятно, считал себя наравне с Каганом Хазарским. Именно к нему, как chacanus народа Rhos, за море (на другой берег Ладожского озера), «к руси за князем» в 862 году было отправлено легендарное летописное посольство от славян, чуди и меря.
О скандинавском происхождении русов, помимо «Бертинских анналов», свидетельствуют: «Венецианские хроники» Иоанна Диакона (Ioannis Diaconi Chronicon Venetum, рубеж X-XI вв.), в которой русь, напавшая на Константинополь в 860 г., названа «народом норманнов», византийские источники X века: Константин Багрянородный, хроника Псевдо-Симеона, Георгий Амартол (по Ватиканскому списку), Продолжатель Феофана.
Нестор, как монах-славянин в текстах договоров Руси с Византией мог и не упомянуть имен варяжских вельмож, но, как правдивый историк, он этого не сделал. Летописец приводит текст первого (911 г.) договора русских с Византией, который от имени рода Рускаго подписали лишь варяги: «Карлы, Инегелдъ, Фарлөвъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руальдъ, Карнъ, Флелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидулъ, Фостъ, Стемидъ (Karli, Ingjaldr, Farulfr, Vermundr, Нrodlеijr, Gudi, Hroaldr, Fridlеijr, Hr6arr, Prondr, Lеidulfr, Fasti, Stеinvidr) [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Cпб., 1872, c. 32].
Н.М. Карамзин об этом замечает: «Надобно также отметить, что между именами 14 вельмож, употребленных великим князем (Олегом) для заключения мирных условий с греками, нет ни одного славянского. [2] Только варяги, кажется, окружали наших первых государей и пользовались их доверенностью» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М.:, 2004, т. I, с. 51].
Сходная картина наблюдается при заключении в 944 году мира с греками. В мирном договоре, заключенном от рода Руского великим князем Руским Игорем присутствуют 7 славянских и 45 норманнских имен [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Cпб., 1872, c. 46]. «Имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения; те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме Hrorek, Трувор - Thorvardr, Олег Helgi, Ольга - Helga, у Константина Багрянородного - Ελγα, Игорь - Ingvarr, Оскольд - Hoskuldr, Дир - Dyri, Фрелаф - Frilleifr, Свенальд – Sveinaldr...» [Ключевский В.О. Курс русской истории. - Пг., 1918, с. 157].
«Варяги, изгнанные народами Северной Руси, были Скандинавы, и именно Шведы. И прежде, как это видно из преданий, они делали набеги на русский материк и овладевали Гольмгардом, называя таким образом Новгород … Есть в скандинавских сагах известие об оставлении Шведами Северо-западной России, которое подходит именно к половине IX в., к тому времени, когда, по нашей летописи, совершилось изгнание Варягов за море. Это место в саге Олафа-святого» [Костомаров Н.И. Исторiя Новгорода, Пскова и Вятки во время удъльно-въчевого уклада, т. 7. - Спб., 1868, с. 24].
«РурикЪ, СинеусЪ, ТруворЪ: настоящiе Германскiе, а особливо древле-Шведскiе имяна, только немного изпорченные вЪ чужой землЪ. RURIK, Ruricus, Rürik, Rorek, Rhrorekur, Ruricus архiепископЪ Реимскiй, Roderich; TRUWOR, Thruwar, Truere, Truve, Trugye, Trygr; SINEUS, Snio, Sinniuter, Signiauter, Siniam, Sune. ТакЪ назывались Датскiе и Шведскiе Короли, герои и морскiе разбойники, которые во множествѣ встрѣчаются у Саксона, Сноррона и вЪ ИсландскихЪ сказкахЪ» [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле–Славенскомъ языкъ. Часть I.- Cпб., с. 337].
«Имена трех князей варяжских Рюрика, Синеуса, Трувора - призванных славянами и чудью, суть неоспоримо норманнские… в Исландских повестях, между именами князей и витязей скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М.:, 2004, т. I, с. 24]. Имя Трувор по древнескандинавски P6rvarr или P6rvardr, буквально означает «страж Тора», то есть скандинавского бога грома. Скандинавская этимология Синеуса - Signj6tr (Signiatus – лат.) означает «победу использующий. Оба имени представлены в скандинавском именослове - Signj6tr известно в руни-ческой письменности, а P6rvarr встречается и в рунических надписях, и в исландских сагах [ Пчелов Е. В. Рюрик. – М., 2010, с. 225].
Н.М. Карамзин отмечает, что варяги, обладая рунической письменностью, несомненно, часть своих законов привнесли в древнерусское право: «Законы, данные варяжскими князьями нашему государству, весьма сходны с норманнскими. Слова тиун, вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть древние скандинавские [Карамзин Н.М. История государства российского. - М.:, 2004, т. I, с. 25].
По С.М. Соловьеву был варяжский обычай у древнерусских князей, когда сбор дани одновременно сопровождался вершением судебных дел на подвластных им землях [Соловьев С.М. Сочинения в 24 томах. - М., 1988-1993. т. I, с. 216]. Как у родовых общин скандинавов, так и на Древней Руси, существовал и древний обычай корпоративной ответственности общины по выплате дани и возмещении убытков за преступления совершенные на территории общины, у скандинавов вергельда, у древних славян – верви.
Арабский путешественник Ибн-Фадлан в 923 году наблюдал у приволжских русов варяжский обычай сожжения знатного покойного в корабле вместо гроба. По языческим верованиям скандинавов, умерший человек в загробном мире продолжал вести тот же образ жизни, что и на земле.
[1] Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1999. Гл VII. Скандинавы и русский Каганат.
[2] Характерные летописные славянские имена: Святослав, Ярослав, Ростислав, Мстислав, Изяслав, Брянчислав, Владислав, Всеслав, Святогор, Святополк, Ратибор, Святобор, Ратмир, Добрыня, Претич … – Авт.
-----------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.