Первые репетиции нового материала проводились в Лондоне, в Блекхите. Далее музыканты переехали в Una Billings School of Dance, что в Шепердс Буш — многокультурный район на западе Лондона.
Питер Гэбриэл
«Для следующего альбома мы начали искать нового продюсера: мы считали, что стали звучать лучше живьем, однако зафиксировать это на альбомах у нас не получалось. В самом начале у нас была короткая встреча с Полом Самвел-Смитом, бас-гитаристом «the Yarbirds», который продюсировал нашу сессию в BBC, и с тех пор мы начали искать продюсера, который реально бы нас понимал.
Джон Энтони отлично относился к людям и, мне кажется, оглядываясь назад, очень хорошо разбирался в звуке. Он продюсировал «How Long» с Ace, отличная песня, прекрасно записанная, Джон мог направить нас в правильном направлении, но он не особо контролировал процесс. Нам же нужен был тот, у которого есть свой голос, свое мнение".
Тони Бэнкс
«Нам представили продюсера по имени Боб Поттер. Charisma полагала, что он проделал хорошую работу с Lindisfarne. Он также работал с хорошо известным американским продюсером Бобом Джонсоном и на на некоторых альбомах Саймона и Гарфанкела, которые нам нравились. Но когда он приехал, он тут же просто возненавидел (и некоторые с ним могли согласиться) вступление к «Watcher of the Skies». Как по мне, это одна из тех вещей, которая нас выделяла, и если ему это не нравится, значит есть проблемы, и значит нам стоит расстаться с компанией».
Питер Гэбриэл
«Боб Поттер не смог наладить контакт с Тони, хотя мне понравились его методы, но звучало так, что всё это не стоило борьбы. Не думаю, что ему понравился наш материал: его вкус был больше направлен на американских авторов в духе фолк-рок, а прог не был той музыкой, которую он включал у себя дома».
Стив Хакетт
«После 1-2 песен он заявил: «Я не могу работать с этими парнями». Мне удалось записать «Horizons» с ним – акустическое гитарное произведение – причем, с 4-го дубля. Он сказал: «Я могу работать с тобой, но не могу работать с другими». Не знаю почему... может, у них был слишком свободный подход. Мне кажется, он почувствовал, что все работают очень медленно».
Интересно, что в этот период Хакетт напишет новые фрагменты, которые группа будет репетировать. Но в итоге большая часть из них войдёт в дебютный сольный альбом Стива через несколько лет.
Тони Бэнкс
«Дэйв Хитчкок, который работал с Caravan, заменил Боба Поттера, и у нас завязались хорошие отношения с инженерами, особенно с Джоном Бёрнсом. В итоге альбом Foxtrot зазвучал гораздо ближе к нашему концертному звучанию, что мы стали развивать и в последующих альбомах».
Стив Хакетт
«Джон Энтони был скорее психологом, постоянно всех смешил, делал всё, чтобы люди проявляли свои лучшие качества. В «Foxtrot» эту роль взял на себя Джон Бёрнс. Дэйв молчал, когда Джон принимал активное участие. Мы уже записали часть дорожек аккомпанемента «Supper’s Ready», 12-струнные гитары. И Джон вдруг сказал: «О, думаю, она звучит хорошо, у меня нет плохих предчувствий относительно неё». Внезапно он сказал очень правильные слова в правильное время.
Дело в том, что в начале записи «Foxtrot» я хотел уходить из группы. Я нереально устал, и в первые дни записи думал: «У меня нет на это настроения. Эти парни очень хороши». Я думал, что когда пришел к ним, всё будет легко, что они увидят, каким я был замечательным и всё сразу станет лучше. Но по факту, всё очень отличалось от моего прошлого опыта работы с группами. Казалось, нужно быть конкурентоспособным, но я к этому готов не был. Мне казалось, что я ничего не напишу для них, хотя у меня было маленькое произведение «Horizons», которое они использовали, слава Богу. Я сказал: «Не думаю, что вношу значительный вклад», на что другие мне ответили: «Нет, нам на самом деле очень нравится твоя игра на гитаре».
Watcher of the Skies
Песня была написана во время апрельского турне Genesis в Италии.
Майк Резерфорд
«Мы играли в Паласпорте в Реджо-Эмилии, недалеко от Пармы, в огромном, дерьмовом месте с большим эхом, когда в середине саундчека Тони сыграл на своем меллотроне два аккорда. Они звучали невероятно, хотя я не был уверен в том, что он понимал, НАСКОЛЬКО они хороши. Тексты написали мы с Тони вместе, сидя на крыше нашего отеля в Неаполе, когда представляли, каким будет конец мира. Странно, учитывая, что тогда был приятный солнечный день.
Пит всегда понимал, как заставить слова течь. Иногда он пытался втиснуть слишком много всего, как в «The Battle of Epping Forest», но его слова всегда звучали хорошо. Мы с Тони, учитывая, что не являлись певцами, такого понимания не имели. И «Watcher of the Skies» - яркий тому пример, что можно написать отличный текст, который хорошо читается, но его трудно петь. «Watcher of the skies, watcher of all / His is a world alone, no world of his own…»
Наша музыка всегда по звучанию была очень странной и необычной, поэтому нуждалась в столь же странных текстах. Тони и я были очень увлечены фантастикой, и все мы в школе изучали латынь и мифологию, что повлияло на наши тексты. Правда и в том, что у нас не было уверенности сочинять что-то простое, вроде «я люблю тебя, детка» на тот момент. Это была очень прямая эмоция. Так в государственных школах не объясняются. Там мы вообще привыкли свои чувства скрывать».
Тони Бэнкс
«Первые два аккорда мгновенно устанавливают определенную атмосферу. Этой песней мы открывали наши концерты, когда начали использовать ультрафиолетовый свет и сухой лед. Не важно, какие песни звучали после… Атмосфера установлена и её уже ничто не могло разрушить.
Мы еще сделали сингл-версию, которая должна была быть выпущена в Америке, если не ошибаюсь. Но так и не выпустили. Но эта версия – совершенно новая запись. И, мне кажется, звучит очень интересно».
Стив Хакетт
«Помню свои впечатления в Неаполе, когда впервые услышал вступление. Я тогда сидел внизу, в гримерной, как вдруг раздался звук с огромным эхом, потрясший фундамент этого стадиона. Звучало так, будто что-то неведомое приближалось к земле. Песни настолько эпического качества никогда ещё не было в рок-музыке. Знаю, что можно критиковать музыку за излишнюю помпезность, но у неё была особая динамика, сочетающая в себе аспекты, присущие как рок-группам, так и оркестровой музыке.
Вступление Меллотрона, словно приближение к земле космического корабля, а первая ритм-секция – стыковка. Для меня это образ встречи двух разных миров. Убрать вступление – ведь его считали слишком длинным – и песня потеряет смысл.
Мне кажется, эту песню до конца не принимали до тех пор, пока наши шоу не стали театрализованными. Когда у нас появилось собственное освещение и появилась своя презентация, многие заметили «Watcher of the Skies». Хотя на концертах эта вещь, поверьте, трясла стены концертных залов и клубов. Конечно, под неё не потанцуешь и ногами в такт не постучишь».
Time Table
Стив Хакетт
«В этой песне я услышал что-то «битловское», поэтому и попытался сыграть на гитаре в этом роде. Используя динамик Лесли, сыграл преуменьшенные арпеджио. Песня больше клавишная, в ней моделирует мелодия, причем такая мелодия в стиле Генри Манчини, и мне казалось, что нужно сыграть что-то поверх неё. В песне не так много моего вклада, возможно, придал некоторую тоску. Но если убрать мою партию, то разница будет ощутима»
Get’em Out by Friday
Тони Бэнкс
«Пожалуй, это первая песня протеста Genesis. Я считаю, что здесь один из лучших текстов Питера. Но изначально появилась музыка. Она родилась из моего риффа, на основе которого мы начали импровизировать. Текст? Мне кажется, Питер что-то прочитал в газете, после чего вдохновился на его написание. Учитывая наши усилители тех лет, голос порой очень трудно было услышать. И одну песню мы так и исполнили без текста, а Питер просто создавал какой-то шум (смеется). Песню он представлял на концертах так: «О том, как я путешествовал всю ночь» - и никто не заметил разницы»
Фил Коллинз
«Обычно тексты наших песен были основаны на мифологии и фантазиях, но текст «Get’em Out by Friday», мне кажется, актуален и сегодня. Думаю, единственная наша песня с социальным подтекстом»
Can-Utility and the Coastliners
Ещё одна песня, которая была написана в Италии.
Тони Бэнкс
«Мы были склонны объединять наши идеи, чтобы у песен появлялся групповой характер. Здесь больший вклад внес Стив, особенно в первой части песни [автором текста также является Стив – прим.]. Вторая часть – это уже импровизация. Аранжировку тоже создавали все вместе. Но, признаюсь, эта песня мне нравится меньше остальных».
Horizons
Стив Хакетт
«Единственный полноценный сольный трек, который я исполнил на альбоме группы. Думаю, что сочинял его я в течение 12 месяцев. Для такого короткого минутного отрывка это очень и очень медленно (смеется). Меня вдохновило произведение Джулиана Брима, хотя на самом деле, я не знал, кто её написал. Нашел её лишь спустя много лет и узнал, что это пьеса Баха, только я сделал ее в другой тональности… Бах занимает очень высокое место в моем списке любимых композиторов
Парням я её сыграл на электрогитаре, хотя сочинил на акустической. Играл и думал: «Им точно она не понравится», но как только я закончил играть, Фил сразу воскликнул: «А в конце должны быть аплодисменты!» и парни захлопали в ладоши. Я был выбран для самостоятельного исполнения песни, хотя многие думали, что она является частью «Supper’s Ready».
На протяжении многих лет мне была интересна реакция людей на неё. Большинство говорили, как они во время прослушивания представляют лодку на реке. Признаюсь, реакция очень удивила. Всё-таки мелодия короткая, но очень подходит для начала».
Supper’s Ready
Питер Гэбриэл
«Я реально чувствую, что сочинял в большей степени о себе…»
Истории песни предшествовала мистическая история. В её ролях Питер Гэбриэл, его жена Джилл и Джон Энтони. Однажды они втроем собрались в Кенсингтоне, в родительском доме Джилл, в комнате на верхнем этаже.
Джон Энтони
«Я и Джилл обсуждали тему воли, энергии, силы. Внезапно атмосфера изменилась, а Джилл вошла в транс».
Питер Гэбриэл
«Это было поздней ночью. Все уже ушли спать, а мы просто сидели и смотрели друг на друга.
Вдруг стали происходить странные вещи. Занавески разлетелись, хотя никакого ветра не было, а в самой комнате стало очень холодно. Мне показалось, что за окном маячат какие-то фигуры в белых плащах. Они шли по лужайке, но эта была не та лужайка около дома… Знаете «Дом ужасов Хаммера»? Мы очень устали, поэтому вполне могли видеть какие-то галлюцинации или что-то вроде того. Но мы не пили, наркотиками не баловались… но всё же я внезапно покрылся холодным потом, начал трястись от страха. Мы увидели друг в друге совсем чужие лица. Я испугался. Будто кто-то в нас вселился и использовал нас же для встречи. Взял два подсвечника, сложил их крестом и поднял перед Джилл. Она вдруг заговорила чужим голосом, а потом бросилась на меня, словно дикий зверь, но с Джоном нам всё же удалось её удержать.
Через какое-то время мы успокоились, я приготовил ей чашку чая и попытался с ней заговорить. Потом она заснула в гостиной, а мы с Джоном в ту ночь уже заснуть не могли.
Странности продолжались и в дальнейшем — в доме Джилл и у неё на работе. Они были связаны с датами. Сначала с датой рождения, потом с другой, которая должна была случиться в конце месяца. Мы предположили, что некая девушка пыталась в неё вселиться. И когда эта дата-икс наступила, мы очень испугались. Я весь тот день провел с Джилл, пытался всё контролировать, чтобы она вновь не превратилась в… в общем, чтобы с ней ничего не случилось и чтобы никто не пришел и не убил её. Ну и в результате ничего не произошло. И когда в 0 часов 0 минут наступил следующий день, я был как никогда счастлив.
С тех пор я часто рассуждал о добре и зле, об их противостоянии. Примерно этим песня «Supper’s Ready» и пропитана. В ней всё состояние души. И знаете что... крест тот сработал! Вообще он для меня ничего не значит. Просто я увидел, как в фильмах ужасов так делают.
Часто на сцене я ощущаю, что могу через песни общаться с публикой, и та меня обязательно поймет. Поймет то, что я пытаюсь донести. Общаясь с аудиторией, я хотел освободиться. Я пел свою жизнь. Говорил о том, что добро сильнее зла… Да, это старомодно, но я за это боролся».
Интересно, что гитарное вступление песни сочинил Тони Бэнкс.
Тони Бэнкс
«Когда мы только начинали работу над ней, то полагали, что просто напишем эдакое продолжение «The Musical Box». У нас имелась в наличии отличная песня «Willow Farm», полностью написанная Питером. И нам показалось, что если мы внезапно обратимся к этакой уродливой, нисходящей последовательности аккордов, этого от нас никто не ожидает. Вступив на эту территорию, начали уже сами смотреть, к чему нас это приведёт».
Майк Резерфорд
«Вступление придумал Тони, пока мы ждали своего выход в городе Клиторпс. Мы находились в тренажерном зале с большим эхом, когда Тони вдруг взял гитару и вдруг появилось это.
- Боже! Тони, это фантастика!
- Что? Что случилось?
Момент сочинительства – это одно, но признание – это другое. Я услышал удивительные аккорды и обрадовался, что они могут стать основой для новой песни, хотя он тогда не имел никакого реального представления, что именно играл. Вероятно, потому что Тони обычно не пишет на гитаре, он просто нашел первые попавшиеся аккорды. Это были всего три ноты, а не форма.
И да, я никогда не относился собственнически, когда Тони играл на гитаре, в отличие от него, когда кто-то заходит на его клавишную территорию. Мне кажется, что в последствие это создало неплохой образ на сцене: три акустические гитары вместе.
Тони Бэнкс
"Supper’s Ready" включает в себя множество фрагментов. Первая гитарная часть написана мной. Вторую секцию «The Guaranteed Eternal Sanctuary Man» я сочинил на гитаре ещё в Университете.
Как только мы доделали секцию, то решили остановиться и пустить после неё «Willow Farm», песню, которая полностью была сочинена Питером. То есть мы поставили друг с другом совершенно разные фрагменты, дабы понять, как они будут смотреться. И всё дальнейшее развитие песни пошло отсюда.
«The Apocalypse» изначально это клавишное соло, но оно подняло песню на другой уровень, превратив её в эпопею. Учитывая, что текст «Willow Farm» написан Питером, он же сочинил лирику и к остальным секциям.
Как правило тексты Питера очень абстрактны. Думаю, текст к «Supper’s Ready» был сочинен наспех. Тем не менее, композиция набрала обороты, в ней есть очень сильное общее настроение, что с первых аккордов делает её очень успешной".
Фил Коллинз
«Мне хотелось, чтобы в песне были разные тактовые размеры. "Supper’s Ready" - это больше, чем просто сумма разных фрагментов, хотя некоторые из них потрясающие – особенно «Apocalypse 9/8 (Co-Starring the Delicious Talents of Gabble Ratchet» и «As Sure as Eggs is Eggs (Aching Men’s Feet)».
Тогда запись альбома происходила в миллионах миль от страны: перед тем, как отправится в Island Studios, нашим убежищем стала Una Billing School for Dance в Шепердс Буш, на западе Лондона. И если раньше мы ощущали аромат стриженной травы, то теперь мы чувствуем запах бальных туфлей. В подвале Una мы расположили наши инструменты.
Однажды я на несколько часов отошел, а потом, вернувшись, застал, как Майк, Тони и Стив дурачились с риффом в размере 9/8. Я не понял, что происходит, но тоже начал играть. Иногда я подыгрываю риффу, иногда – Тони. Я до сих пор горжусь окончательной версией произведения, которая стала известна как «Apocalypse 9/8», особенно вспоминая, как мы сочиняли её на ходу.
Тем не менее, все лавры авторов принадлежат Тони, Майку и Питеру, которые смогли эти 5 песен утрамбовать в одну 23-минутную песню».
Тони Бэнкс
Часть «9/8» полностью импровизированная. Я, Майк и Фил сделали её в студии. У меня была соло-партия в начале и в конце. Начало я видел с вокалом, а концовка представлялась как нагромождение гармоний. Но, учитывая, что Питер занимался текстами, у него было своё видение. И в итоге в студии он начал петь в этой концовке. Как только я это впервые услышал, сразу подумал: «Что он делает? Это неправильно… Я хочу, чтобы тут было соло на клавишах!» (смеется). Но через какое-то время я понял, что звучит всё очень даже хорошо.
Питер Гэбриэл
«Когда записывал свою партию, я хотел убедиться, что никого рядом не будет, поскольку, во-первых, не смог бы свои партии записать хорошо из-за собственной застенчивости. А во-вторых, я хотел бы спеть то, что не понравилось бы другим. Я понимал, что Тони сделал длинное клавишное соло, но его следовало бы уменьшить, на мой взгляд. Да, оно отличное, но требовало доработки. И единственный путь сделать так, чтобы всё сработало, записать поверх его соло свой вокал. И я сделал кучу дублей, чтобы всё зазвучало как надо.
Когда парни вернулись, я проиграл им результат. Разумеется, Тони был возмущен, что я покусился на его святое соло. Но другие были рады этому, а народное голосование всегда было решающим фактором».
Тони Бэнкс
«Основная тревога заключалась в постоянной смене тональности, а нам нужно было как-то сдружить друг с другом все секции. Яркий пример «Supper’s Ready» - часть «Willow Farm». Она играется в Ля-диез мажоре, и предназначалась для того, чтобы солирующую флейту свести к минору. И поскольку мы не собирались менять саму "Willow Farm" или мелодию флейты, пришлось делать множество изменений между секциями. В итоге нам удалось сделать такой странный бридж между ними. При этом когда всё звучит, то кажется очень естественным, и в новую секцию вы попадаете, сами того не осознавая. Есть ещё один переход в секции «Apocalypse in 9/8», где звучит уменьшенный аккорд. И он похож на одно большое ожидание. Вам кажется, что всё в итоге сведется к мажорному аккорду, но там вдруг возникает другой — Фа-бемоль минор, которого вы никак не ожидаете! И это ход очень захватывающий.
И мне хотелось добиться именно этой резкой, может и незначительной перемены. Технически звучит прекрасно. Подобный фрагмент я помню ещё из произведения, которое учил в школе, оно называлось «Night in May» Селима Палмгрена, и в нем аккорд менялся точно так же. Мне всегда это нравилось, поэтому мы просто этот ход использовали.
Мне нравятся эти чередования аккордов, хотя для меня это было чем-то новым. Потом я часто проделывал в своих песнях такие ходы, поэтому нередко у меня припевы и куплеты играются в разных тональностях. У знаменитого трио композиторов Холланд-Дозье-Холланд часто можно встретить подобное, например, в песне «Baby I Need Your Loving». Аккорд смещается и это звучит нереально круто. Сама эта изменчивая последовательность настолько хороша, что то, что вы делаете после неё, звучит ещё лучше».
Стив Хакетт
«Когда мы закончили Supper’s Ready, я сомневался, понравится ли кому-нибудь столь длинное произведение. В частности, звукозаписывающей компании, Страту. Я представлял себе картину, как после прослушивания он тут же разорвет с нами контракты, но нет. Я оказался не прав. Но я никогда не был так счастлив своей неправоте. В итоге песня стала гимном группы».
Тони Бэнкс
«На самом деле песня не казалась такой длинной. Конечно, мы понимали, что трек звучит дольше, чем остальные наши песни, но полностью услышали результат, когда закончили запись. Когда мы свели все воедино и впервые послушали песню, то пришли к выводу, что она на самом деле очень даже хороша»
Ричард Макфейл
«Когда парни закончили репетировать «Supper’s Ready», они поступили так же, как и в случае с «The Musical Box», пригласили меня послушать. Как и прежде, я метался между получением заработной платы и покупкой барабанных палочек вкупе с остальными рабочими задачами. Затем я спустился в студию, сел и начал слушать. Спустя 23 минуты у меня произошел взрыв мозга, это было самое невероятное произведение, которое мне доводилось слышать. И к счастью, Джон Бернс проделал блестящую работу, зафиксировав её на записи».
Тони Страттон-Смит
«Песню показал мне Ричард. Как только она закончилась, он спросил: «Ну как?». А я помню, что в этот момент вытирал чертовы слезы. «Ричард! Это то, что сделает их карьеру!». В одном волшебном часе, сколько и длился альбом Foxtrot, воплотилось всё то, во что мы верили и что видели в группе. В моем сердце с тех пор не осталось никаких сомнений!»
Фил Коллинз
«Вызывало беспокойство то, насколько «Supper’s Ready» подойдет для альбома: чем больше музыки на виниле, тем ниже уровень громкости должен быть. А двадцать три минуты близки к лимиту для одной стороны (33 об / мин). Ещё хуже, если у вас в машине 8-дорожечная кассета (как у большинства в 1972 году). Такие физические ограничения для музыки просто безумны».
Питер Гэбриэл
«Supper’s Ready» - чистой воды авантюра. Если говорить о её длительности, то в группе возникло сопротивление, люди нервничали. Мы брали на себя риски с материалом, и мы знали, что он не станет коммерческим, что, само собой, не гарантировало игру по радио, и что, возможно, будет раскритиковано в обзорах».
Фил Коллинз
«Исполнение «Supper’s Ready» было для нас вызовом. Когда мы играли её первую дюжину раз или около того, включая премьеру, состоявшуюся 10 ноября 1972 в Брунельском университете, пятеро из нас постоянно пытались друг друга подхватывать, настолько большой была концентрация, необходимая для длинного музыкального произведения. Тем не менее, со стороны – это хит для наших зрителей, и когда мы достигаем самого конца, то вздыхаем с облегчением. Особенно, если достигаем конца одновременно».
Тони Бэнкс
«Альбом «Foxtrot» является кульминацией первых трех альбомов, начиная с «From Genesis to Revelation». Сила некоторых песен заключена в их длине. Мне очень близок этот альбом. Каждый раз, когда мы заканчивали предыдущие работы, мне всегда казалось, что они в чём-то недостаточно хороши, чего-то им не хватает. Но альбомом «Foxtrot» я остался доволен. Не думаю, что здесь есть слабые песни».
To be continued...