Найти в Дзене

4 полезных приёма работы с учебным текстом

Оглавление

Продолжаю тему смыслового чтения. Сегодня расскажу еще о нескольких эффективных приемах, с помощью которых можно организовать работу с учебным текстом.

Приём «Адресный вопрос»

Его суть заключается в том, что после прочтения текста учащиеся составляют вопросы к нему, а затем задают их своим одноклассникам.

Класс я делю на группы. Предлагаю ученикам самостоятельно прочитать текст параграфа и даю следующие задания.

Задание первой группе: Прочитайте параграф. Составьте вопросы по тексту. Запишите их.

Задание второй группе: Выпишите из текста параграфа ключевые слова-термины.

Задание третьей группе: Выпишите из текста определения понятий-терминов, не называя самих терминов.

После проделанной работы предлагаю группам передать выполненные задания по кругу другим группам (первая группа – второй, вторая – третьей, третья – первой).

Далее следует новое задание: ответьте на вопросы, или дайте определения ключевым словам-терминам, или дополните данные определения подходящими терминами. Дается несколько минут на подготовку, а потом все задания озвучиваются.

Приём «Восстановление информации»

Он заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить «рассыпавшуюся» информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.

Например, при изучении темы "Разряды наречий" я предлагаю ученикам прочитать параграф, в котором перечисляются разряды, даются вопросы, приводятся примеры наречий. Я заранее перепечатываю их на разрезные карточки, которые вперемешку раздаю группам. После прочтения текста детям следует выбрать сначала названия разрядов, затем подобрать к ним подходящие вопросы и примеры наречий. После проверки все это они наклеивают на лист в виде таблицы.

Приём «Закончи тезис»

Тезис — кратко сформулированная в одном предложении основная мысль. Обучение составлению тезисов – важная задача, стоящая перед учителем, решать которую надо с 5 класса. С самого начала детям нужно помогать составлять тезисы: находить главное, формулировать мысль, оформлять ее в виде одного предложения. Для этого я использую незаконченные фразы.

Я предлагаю ученикам прочитать параграф, а затем записать тезисы к этому параграфу с опорой на незаконченные фразы . К примеру, дети прочитали небольшой текст из учебника русского языка о морфемах. А далее им надо дописать предложения. Начала этих предложений можно заранее выписать на доску или раздать напечатанные карточки с пропусками. Вот так:

- Слова строятся из… (морфем).

- Морфема – это часть… (слова).

- Морфемы:…(корень, приставка, суффикс, окончание).

- В корне заключено основное… (значение слова).

- Приставки и суффиксы вносят в слова… (свою часть смысла).

Слова в скобках - это то, что дописывают дети сами.

Приём "Задай вопрос"

Чаще всего учителя предлагают ученикам прочитать текст и ответить на вопросы. Однако более эффективный прием - учить детей самих составлять вопросы к прочитанному. Это формирует внимательность детей, мотивирует их неоднократно обращаться к тексту, видеть главное, формулировать вопросительные предложения. Поначалу ученикам трудно самим составлять вопросы, поэтому я даю им слова-помощники. Например: что?, как?, кто?, какой?, почему?, сколько? и др. Ориентируясь на эти вопросительные слова, дети составляют вопросы. Потом я предлагаю задать их одноклассникам. Также можно выбрать лучшие вопросы и поощрить ребят хорошей отметкой.

Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".