Найти тему
Интересные места

Красноярск. Паровоз "СО". Печальная судьба завода, выпускавшего эти паровозы.

Многие, кто прибывал или проезжал через Красноярск по железной дороге, видели установленный на ЖД вокзале паровоз. Любители железнодорожной техники сразу узнают в нем магистральный паровоз СО (Серго Орджоникидзе).

Это памятник первому паровозу, выпущенному Красноярским паровозостроительным заводом (был основан в 1941 году в Красноярске, на базе эвакуированного из Брянской области паровозостроительного завода "Красный профинтерн"). С 1950 года носит название Сибирский завод тяжелого машиностроения (СЗТМ), или сокращенно Сибтяжмаш.

-2

Сразу оговоримся, конкретно этот паровоз «Серго Орджоникидзе» (СО 17-1013), был выпущен на Харьковском машиностроительном заводе в 1938 году, и к Сибирскому заводу тяжелого машиностроения, непосредственного отношения не имеет. В 1984 году, когда устанавливали памятник, найти модель выпущенную именно на красноярском заводе, уже не представлялось возможным.

-3

Здесь, многие интересующиеся историей паровозов и железной дороги, могут попытаться возразить, про какой 1984 год пишет автор, если известно, что паровоз был установлен в 2004 году к 70-летию Красноярского края на станции Красноярск.

-4

Нет, в 2004 году паровоз был просто перенесен с другой стороны вокзала. Все 80е годы он стоял на площади со стороны города, а в 2004, после реконструкции вокзала и площадей (де-факто был построен новый вокзал) паровоз перенесли на сторону, выходящую к жд путям.

Профили Ленина-Сталина на звезде появились относительно недавно. В 80е - 90е годы была лишь красная звезда
Профили Ленина-Сталина на звезде появились относительно недавно. В 80е - 90е годы была лишь красная звезда

Паровозы серии «СО» по силе тяги превосходили паровозы предыдущей серии «Э». Их расчетная скорость была на 35% выше, и составляла 65 км/ч. Паровозы этой серии были основой колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, обслуживавших прифронтовые железные дороги.

Колеса движущих осей. Всего у этого паровоза 5 движущих осей и одна бегунковая (там, где на фото маленькое колесо)
Колеса движущих осей. Всего у этого паровоза 5 движущих осей и одна бегунковая (там, где на фото маленькое колесо)

Выпускались паровозы этой серии на шести заводах в СССР, в том числе на Сибирском заводе тяжелого машиностроения в Красноярске. Всего, на всех заводах было выпущено почти 4500 паровозов этой серии.

Красноярские паровозы отличались от собратьев, произведенных на других заводах, рядом усовершенствований. В частности, за счет новой топки была увеличена площадь обогрева воды, что позволяло тянуть более тяжелые составы.

-7

Из интересных фактов, связанных с паровозами, выпущенными именно в Красноярске, особо отметить можно следующие: паровоз СО-17-1613 был первый из паровозов, кто прибыл в поверженный Берлин и дал длинный гудок. А в июле 1945 г. он же, СО-17-1613, доставил правительственную делегацию во главе с И. В. Сталиным на Потсдамскую конференцию.

Этот паровоз после войны отработал еще 20 лет, и руководство «Сибтяжмаша» готовило документы на право поставить «героя» на территории завода. Но не успели. В 1974 г. паровоз был поставлен на вечную стоянку в Днепропетровске, где он в последние годы работал.

Колесо бегунковой пары
Колесо бегунковой пары

В Красноярске, в 1984 году появился паровоз под номером СО-17-1600 — это первый паровоз, который вышел с территории Сибирского завода тяжелого машиностроения. Как написано на мемориальной доске, установленной на паровозе: «В грозные годы Великой Отечественной войны сибиряки-красноярцы в короткий срок восстановили эвакуированный из г. Бежецы завод «Красный Профинтерн», ныне Сибтяжмаш. В июне 1943 года была выпущена первая его продукция — паровоз СО-17-1600, на котором машинист локомотивного депо Красноярск Василий Герцик провёл состав с грузами для фронта от Красноярска до г. Москвы. В послевоенные годы паровоз в 1949 году восстановлен коллективами Красноярского и Иланского локомотивных депо» .

Мемориальная доска, установленная на паровозе
Мемориальная доска, установленная на паровозе

Но, как говорилось в самом начале, де-факто под номером СО17-1600 был установлен паровоз с номером СО17-1013 (Построен на Харьковском заводе как СО18-1013, 1938 год) .

"Детализация" крупным планом
"Детализация" крупным планом

Но выпускал Сибтяжмаш не только паровозы. В годы войны он выпускал минометы (их производство наладили даже раньше, чем паровозов), снаряды и другую военную продукцию. После войны завод продолжил выпуск паровозов, оборудования для нефтеперерабатывающей и цементной промышленности, но особо известен стал выпуском тяжелых кранов. Завод занимался изготовлением мостовых кранов грузоподъемностью от 80 до 600 т всех групп режимов, пролетов и назначений для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительных заводов, предприятий ТЭК.

-11

Выпускал завод и сугубо бытовую продукцию, -- комфорки, электроплитки (многим служат на дачах до сих пор).

Продукция «Сибтяжмаша» поставлялась в Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Югославию, Польшу, Иран, на Кубу, в Алжир, Турцию, Сирию, Германию, Японию, в Нигерию, Монголию, Вьетнам, в Финляндию, Болгарию, Китай, в Индию и Корею.

Строительство завода "Сибтяжмаш". Источник: книга "Красноярск- Берлин, 1941 - 1945гг."
Строительство завода "Сибтяжмаш". Источник: книга "Красноярск- Берлин, 1941 - 1945гг."

С 2009 г. у завода начались проблемы, копятся долги. Следует ряд скандалов и уголовных дел, после того, как исчезает выделенная заводу помощь. Впрочем, банкротство "Сибтяжмаша", вопросы почему завод не стал осваивать выпуск башенных кранов, востребованных в строительстве, это отдельная история, фактом остается то, что в мае 2011 г. «Сибтяжмаш» был объявлен банкротом. Активы предприятия разделены между тремя компаниями — ЗАО «Сибтяжмаш», ПО «Сибтяжмаш» и ООО «Сибтяжмаш». 8 июля 2013 г. ЗАО «Сибтяжмаш» также было объявлено банкротом.

Собственно, это стало концом завода.

Надо сказать, что "Сибтяжмаш" находится в своеобразной промзоне, по соседству с другими заводами. В 2004 году приказал долго жить сосед "Сибтяжмаша", завод "Сибэлектросталь". В декабре 2013 г. депутаты городского совета приняли изменения в генеральный план города, согласно которым промзона завода «Сибэлектросталь» пошла под застройку.

Но территории "Сибэлектростали" хоть и громадные, но не бесконечны. Скоро по всей видимости, такая же судьба ждет и "Сибтяжмаш", о возобновлении производства по соседству с жилыми многоэтажками речи уже идти не может.

Но чтобы не заканчивать статью на грустной ноте, вернемся к паровозам.

В предыдущих статьях я упоминал базу хранения танков, расположенную в пос. Козулька Красноярского края. Ну а в рассказе о паровозах, нельзя не упомянуть базу запаса локомотивов железной дороги, на станции Вагино, близ Боготола Красноярского края. Здесь РЖД хранит локомотивы, в том числе и... паровозы. Да, еще не все паровозы стали памятниками, или пошли на металлом. Утверждается, что только паровозов Л-5145 на базе 15 штук. Насчет количества не знаю, но именно эту машину горожане видят в праздничные дни и на торжественных мероприятиях (день Железнодорожника и др.).

В самом Боготоле, кстати, тоже есть свой паровоз-памятник. Там установлен паровоз Л-3528, выпущенный на Ворошиловградском заводе (г. Луганск) в 1954 году.

В 2016 году на красноярском ЖД вокзале появился еще один памятник, -- это электровоз ВЛ-60. Именно с его появлением на Красноярской железной дороге в 1965 году закончилась эпоха паровозов, а теперь прошло время и этой легендарной машины, и она тоже занимает свое место в музеях и в качестве памятников.

Вот такая, немного печальная статья о паровозах СО и заводе, который их строил, получилась.

-15

Если тема заводов интересна, пишите в комментариях, можно будет сделать несколько статей о судьбе крупных красноярских предприятий.

Подписывайтесь и заходите на канал, по теме техники, вставшей на постаменты, это далеко не единственная статья.

На этом все, до новых встреч!