Найти тему
Исторические сюжеты

Князь Курбский: предатель или первый диссидент на Руси

Оглавление

Северо-восток Европы, середина XVI века

После разгрома Казани и успешных походов на восток, царь Иван Грозный занялся наведением порядка в московской правящей элите. После 1560 года он искал способы расправиться с неугодными боярами. Причем не щадил сподвижников, проливавших за него кровь под казанскими стенами, Об этом стало известно проницательному князю Андрею Курбскому.

Князь Андрей Курбский
Князь Андрей Курбский

Побег

Царский воевода, военный талант и герой взятия татарской столицы, дравшийся, не щадя жизни, с ливонскими рыцарями в Прибалтике, не стал ждать позора, пыток и казни. На царскую опалу он ответил бегством.

Апрельской ночью 1564 года к литовской границе поскакали всадники. Это и был воевода Юрьевского (Тартусского) гарнизона князь Курбский с товарищами. Он решил искать новой жизни у трона короля Речи Посполитой и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа.

Беглец был принят в земле литвинов с почетом и уважением. Король пожаловал князю на ленном праве богатый процветавший торговлей и ремеслами город Ковель с прилегавшими к нему местечками, селами в Волынской земле, а также имения в Литовском княжестве.

Позднее царь Иван в своих письмах пытался представить Курбского изменником, человеком, предавшим родину, низким и подлым клятвопреступником. На ругательства обманутого царя Курбский использовал переписку с Иваном Грозным для обличения произвола и деспотизма.

Из писем мятежного изгнанника предстает перед нами образ первого российского диссидента, возмущенного отсутствием законов в Московском государстве, пренебрежением к человеческой жизни.

Просвещение

Появление известного московского военного и политического деятеля в Литве пошло на пользу Литовскому княжеству. Князь Курбский стал не только честно служить в войсках Сигизмунда, но и проявил себя на ниве просвещения, развития книжной культуры.

Князь Курбский и просвещение
Князь Курбский и просвещение

По свидетельству знатока польско-литвинской геральдики Симона Окольского, Курбский обладал широкими знаниями в области европейской культуры, истории. В землях литвинов у него появилась возможность еще более расширить круг знаний, усовершенствовать латинский язык, что Курбский сделал в 40 лет.

Окольский писал о Курбском : «… он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучил в королевстве латинский язык, с которым дотоле был незнаком"

Князь тратит немалую часть доходов со своих имений на покровительство философам и православным богословам. Он создает кружок авторов, работавших на развитие церковнославянского образования.

Старец Артемий подтолкнул его к идее переводов сочинений церковного авторитета Василия Великого. Для этой работы Артемий специально приехал к князю из Слуцка, чтобы преподавать ему славянскую книжную премудрость.

Под руководством бакалавра Амброджия Курбский изучал, кроме латыни, гуманитарные и философские науки. В 1570-х годах ему удалось создать сборник "Новый Маргарит", в который вошли поучения Иоанна Златоуста.

Эта работа была высоко оценена канцлером Евстафием Воловичем, с которым Курбского связывала многолетняя дружба. При поддержке Воловича диссидент нашел хороший прием у польского короля. Кроме того, Волович был родственником второй жены князя Марии Юрьевне Гольшанской.

Распространяя просвещение в землях княжества, кружок ученых и сторонников Андрея Курбского ставил перед собой большие планы. В это время в Московском государстве свирепствовала опричнина, то о развитии просвещения и распространении знаний, грамоты в кровавом лихолетье речи не шло.

История инока Исайи Каменчанина

Отношение Грозного к народному просвещению, кстати, показывает история с путешествием инока Исайи Каменчанина, который был в 1561 году послан в Москву Воловичем и Ходкевичем с целью переписать там ряд православных церковных сочинений.

Труды отцов церкви были в знаменитой библиотеке Ивана Грозного: "Евангельские беседы" Иоанна Златоуста, "Житие Антония Печерского" и Библия. Но вместо книжных занятий монах оказался в застенке. В 1562 году его томили в вологодской темнице, потом до 1566 года мучили в Ростовской тюрьме. В конце концов Исайю Каменчанина отправили в ссылку в Вологду.

Желая расширять круг образованных и знающих людей в Литве, Курбский из личных средств выдавал денежные суммы для учебы молодых литвинов в европейских университетах. По его протекции образование в Кракове и в Италии получил Михаил Оболенский.

Брацлавский воевода Василий Загоровский избрал именно Курбского в попечители своих сыновей. Он просил князя подыскать отрокам сведущего в письме и чтении дьяка, то есть образованного мужа, чтобы затем передать дело обучения уже выпускнику какого-нибудь западного университета. Письмо с просьбой о попечении над сыновьями Загоровский выслал князю из татарского плена.

Князь выполнил просьбу брацлавского вельможи, сыновья Загоровского получили хорошее образование в Вильно.

Диспуты с иезуитами

Защищал свои религиозные взгляды диссидент Курбский не мечом, но словом. Его полемика с иезуитами о вере не осталась незамеченной в Литовском княжестве. В 1574 г. князь Андрей прибыл в виленскую коллегию иезуитов для участия в диспуте об исхождении Святого Духа, который проходил на латинском языке.

Иезуиты были восхищены знаниями князя. Они говорили о нем, как об одном из выдающихся православных знатоков богословия.

Признание иезуитов отвергает сомнения в образованности князя, свидетельствуя так: "некий схизматик, некогда бывший военачальником у московитов, между своими ученейший, пришел в коллегию...".

Весной 1575 года князь вел богословскую полемику с волынским шляхтичем Кодианом Чапличем, который требовал реформы церкви, упрощения культа. Курбский обвинял шляхтича в невежестве, в незнании латыни и греческого, в преступном отрицании ценности культуры и науки. Диспут проиходил в волынском замке Корце, в имении князя Богуша Корецкого.

Львовский историк И. Мыцко считал, что просветительский кружок Курбского отличался большей непримиримостью к еретическим мыслителям, их идеям. Однако за нетерпимость к реформаторству и за острые выпады в письмах и памфлетах князя Курбского в княжестве Литовском никто не преследовал, не бросал в тюрьму. Полемика на богословские темы в княжестве не была смертельной игрой, как то нередко происходило в Москве, ставшей вотчиной безумного царя Ивана Грозного.

Пока Курбский сеял знания и просвещение, царь Иван Грозный убивал и молился
Пока Курбский сеял знания и просвещение, царь Иван Грозный убивал и молился

Произведения, вышедшие из-под перьев сподвижников Андрея Курбского в Литве, широко распространялись в Европе.

В частности, в Украине конца 16 века местные книжники изучали по переводам беглого московского диссидента труды "Богословие" и "Диалектику" Иоанна Дамаскина. Известно, что эти книги пользовались успехов у учеников митрополита Киевского Петра Могилы в 1639г. Курбский первым из писателей Восточной Европы обратился к трудам Лаврентия Сурия и начал переводить этот памятник западноевропейской агиографии.

В конце жизни Андрей Курбский и его помощники перевели широчайший свод житийной и церковно-учительной литературы, в который вошли разные произведения в редакции византийского писателя второй половины X в. Симеона Метафраста.

по материалам интернет-журнала "Литвин"

Подписаться можно и нужно здесь >>> «Правдоруб истории»

Не менее интересно: