Северо-восток Европы, середина XVI века
После разгрома Казани и успешных походов на восток, царь Иван Грозный занялся наведением порядка в московской правящей элите. После 1560 года он искал способы расправиться с неугодными боярами. Причем не щадил сподвижников, проливавших за него кровь под казанскими стенами, Об этом стало известно проницательному князю Андрею Курбскому.
Побег
Царский воевода, военный талант и герой взятия татарской столицы, дравшийся, не щадя жизни, с ливонскими рыцарями в Прибалтике, не стал ждать позора, пыток и казни. На царскую опалу он ответил бегством.
Апрельской ночью 1564 года к литовской границе поскакали всадники. Это и был воевода Юрьевского (Тартусского) гарнизона князь Курбский с товарищами. Он решил искать новой жизни у трона короля Речи Посполитой и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа.
Беглец был принят в земле литвинов с почетом и уважением. Король пожаловал князю на ленном праве богатый процветавший торговлей и ремеслами город Ковель с прилегавшими к нему местечками, селами в Волынской земле, а также имения в Литовском княжестве.
Позднее царь Иван в своих письмах пытался представить Курбского изменником, человеком, предавшим родину, низким и подлым клятвопреступником. На ругательства обманутого царя Курбский использовал переписку с Иваном Грозным для обличения произвола и деспотизма.
Из писем мятежного изгнанника предстает перед нами образ первого российского диссидента, возмущенного отсутствием законов в Московском государстве, пренебрежением к человеческой жизни.
Просвещение
Появление известного московского военного и политического деятеля в Литве пошло на пользу Литовскому княжеству. Князь Курбский стал не только честно служить в войсках Сигизмунда, но и проявил себя на ниве просвещения, развития книжной культуры.
По свидетельству знатока польско-литвинской геральдики Симона Окольского, Курбский обладал широкими знаниями в области европейской культуры, истории. В землях литвинов у него появилась возможность еще более расширить круг знаний, усовершенствовать латинский язык, что Курбский сделал в 40 лет.
Окольский писал о Курбском : «… он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучил в королевстве латинский язык, с которым дотоле был незнаком"
Князь тратит немалую часть доходов со своих имений на покровительство философам и православным богословам. Он создает кружок авторов, работавших на развитие церковнославянского образования.
Старец Артемий подтолкнул его к идее переводов сочинений церковного авторитета Василия Великого. Для этой работы Артемий специально приехал к князю из Слуцка, чтобы преподавать ему славянскую книжную премудрость.
Под руководством бакалавра Амброджия Курбский изучал, кроме латыни, гуманитарные и философские науки. В 1570-х годах ему удалось создать сборник "Новый Маргарит", в который вошли поучения Иоанна Златоуста.
Эта работа была высоко оценена канцлером Евстафием Воловичем, с которым Курбского связывала многолетняя дружба. При поддержке Воловича диссидент нашел хороший прием у польского короля. Кроме того, Волович был родственником второй жены князя Марии Юрьевне Гольшанской.
Распространяя просвещение в землях княжества, кружок ученых и сторонников Андрея Курбского ставил перед собой большие планы. В это время в Московском государстве свирепствовала опричнина, то о развитии просвещения и распространении знаний, грамоты в кровавом лихолетье речи не шло.
История инока Исайи Каменчанина
Отношение Грозного к народному просвещению, кстати, показывает история с путешествием инока Исайи Каменчанина, который был в 1561 году послан в Москву Воловичем и Ходкевичем с целью переписать там ряд православных церковных сочинений.
Труды отцов церкви были в знаменитой библиотеке Ивана Грозного: "Евангельские беседы" Иоанна Златоуста, "Житие Антония Печерского" и Библия. Но вместо книжных занятий монах оказался в застенке. В 1562 году его томили в вологодской темнице, потом до 1566 года мучили в Ростовской тюрьме. В конце концов Исайю Каменчанина отправили в ссылку в Вологду.
Желая расширять круг образованных и знающих людей в Литве, Курбский из личных средств выдавал денежные суммы для учебы молодых литвинов в европейских университетах. По его протекции образование в Кракове и в Италии получил Михаил Оболенский.
Брацлавский воевода Василий Загоровский избрал именно Курбского в попечители своих сыновей. Он просил князя подыскать отрокам сведущего в письме и чтении дьяка, то есть образованного мужа, чтобы затем передать дело обучения уже выпускнику какого-нибудь западного университета. Письмо с просьбой о попечении над сыновьями Загоровский выслал князю из татарского плена.
Князь выполнил просьбу брацлавского вельможи, сыновья Загоровского получили хорошее образование в Вильно.
Диспуты с иезуитами
Защищал свои религиозные взгляды диссидент Курбский не мечом, но словом. Его полемика с иезуитами о вере не осталась незамеченной в Литовском княжестве. В 1574 г. князь Андрей прибыл в виленскую коллегию иезуитов для участия в диспуте об исхождении Святого Духа, который проходил на латинском языке.
Иезуиты были восхищены знаниями князя. Они говорили о нем, как об одном из выдающихся православных знатоков богословия.
Признание иезуитов отвергает сомнения в образованности князя, свидетельствуя так: "некий схизматик, некогда бывший военачальником у московитов, между своими ученейший, пришел в коллегию...".
Весной 1575 года князь вел богословскую полемику с волынским шляхтичем Кодианом Чапличем, который требовал реформы церкви, упрощения культа. Курбский обвинял шляхтича в невежестве, в незнании латыни и греческого, в преступном отрицании ценности культуры и науки. Диспут проиходил в волынском замке Корце, в имении князя Богуша Корецкого.
Львовский историк И. Мыцко считал, что просветительский кружок Курбского отличался большей непримиримостью к еретическим мыслителям, их идеям. Однако за нетерпимость к реформаторству и за острые выпады в письмах и памфлетах князя Курбского в княжестве Литовском никто не преследовал, не бросал в тюрьму. Полемика на богословские темы в княжестве не была смертельной игрой, как то нередко происходило в Москве, ставшей вотчиной безумного царя Ивана Грозного.
Произведения, вышедшие из-под перьев сподвижников Андрея Курбского в Литве, широко распространялись в Европе.
В частности, в Украине конца 16 века местные книжники изучали по переводам беглого московского диссидента труды "Богословие" и "Диалектику" Иоанна Дамаскина. Известно, что эти книги пользовались успехов у учеников митрополита Киевского Петра Могилы в 1639г. Курбский первым из писателей Восточной Европы обратился к трудам Лаврентия Сурия и начал переводить этот памятник западноевропейской агиографии.
В конце жизни Андрей Курбский и его помощники перевели широчайший свод житийной и церковно-учительной литературы, в который вошли разные произведения в редакции византийского писателя второй половины X в. Симеона Метафраста.
по материалам интернет-журнала "Литвин"
Подписаться можно и нужно здесь >>> «Правдоруб истории»
Не менее интересно: