История и драма Елизаветы и Дадли очаровывает людей уже более 450 лет. Их отношения были описаны в книгах, фильмах и на телевидении, да вот, кажется, еще совсем недавно Кейт Бланшетт и Джозеф Файнс в фильме «Елизавета», и Хелен Миррен и Джереми Айронс в сериале «Елизавета I» замечательно сыграли любовь и жизнь этих двух людей.
Да, они, безусловно, эмоционально зависели друг от друга на протяжении всей своей жизни, но вот были ли они когда-нибудь настоящими любовниками? На протяжении веков, слой за слоем миф и вымысел скрывали их правдивую историю.
Это мифотворчество началось еще при жизни пары с публикации анонимного памфлета, брошюры Leicester's Commonwealth (Содружество Лестера)пожалуй, самой печально известной клеветы той эпохи. Этот «шедевр» радостно рассказывает все самые скверные слухи о Дадли, изображая его то серийным убийцей, то вымогателем и преступником.
Как и «Черная легенда» Ричарда III, эта книженция стала общепринятой истиной для поколений историков. Когда сэр Уолтер Скотт (Вальтер Скотт) выписал эту легенду еще и в своем дико неточном романе « Кенилворт» (1821), клеймо было припечатано на уже печально известной репутации Дадли.
Дадли не был святым; действительно, он был, вероятно, самым непопулярным человеком в Англии. Но реальная история его отношений с Елизаветой изображает их обоих в более тонком, более человеческом свете.
Роберт родился в 1532 году, а Елизавета – в 1533 году, они были знакомы, будучи еще совсем детьми. Во время правления сестры Елизаветы, королевы Марии, они оба были в реальной опасности и легко могли остаться без головы. Елизавета никогда позже не забывала, что Дадли подружился с ней именно в это смертельно опасное для многих время.
В 1558 году, когда Елизавета стала королевой, Дадли примчался к ней буквально на белом горячем жеребце. Она сразу же назначила его своим главным конюшим, также ответственным за путешествия двора и его развлечения.
Вскоре стало ясно, что это было не просто воссоединение друзей детства. Лорд Роберт был «необычайно красив», почти шести футов ростом, с длинными стройными ногами. Королева была сильно привязана к нему, а он к ней. День за днем они катались и танцевали вместе или шептались в нишах.
Слухи о том, что они были любовниками, были распространены не только при дворе. Старая бабка из Брентвуда оказалась в тюрьме лишь за то, что заверила своих соседей, что «лорд Роберт подарил ее величеству красную юбку», то есть забрал ее девственность.
Были ли они когда-нибудь физически любовниками? Доказать сейчас, как и тогда, это, разумеется, невозможно, но на своем смертном одре женщина торжественно объявила, что «хотя и любила его нежно... ничего сколь-нибудь неприличного не происходило между ними никогда».
Но что еще хуже, все знали, что Дадли уже был женат. Будучи подростком, он заключил «плотский брак, совершенный для удовольствия,» с Эми Робсарт, дочерью Норфолкского оруженосца. Но Эми никогда не появлялась при дворе. Ходили слухи, что у нее «грудная болезнь», и что Елизавета ожидает ее смерти, чтобы когда она умрет, выйти замуж за Роберта.
В сентябре 1560 года Эми была найдена мертвой со сломанной шеей; никогда так и не было до конца выяснено, что же на самом деле произошло: было ли причиной смерти Эми убийство или, что более вероятно, самоубийство, несчастный случай или же болезнь.
Отступление. (О бедняжке леди Эми Робсарт Дадли, так мало любимой и так быстро покинувшей этот мир, видимо, напишу отдельную статью, иначе это будет несправедливо по отношению к ее памяти).
Дадли, скорее всего, был совершенно невиновен в этом, кроме, пожалуй, того, что всячески пренебрегал ею. Теперь он был фактически свободен и мог жениться на Елизавете, но облако подозрений, которое теперь нависло над ним, означало, что она никогда не сможет принять его и сделать своим мужем. Это могло бы стоить ей трона.
И все же, все же она не отпускала его.
«Я не могу обойтись без милого Роберта, – говорила она французскому послу во время обеда, – он так похож на мою собачку».
Дадли так и остался «Бонни Сладкий Робин», постоянно нуждающийся в ее внимании и заботе. Она даже вынашивала план женить его на шотландской королеве Марии с тем условием, что пара будет жить рядом с ней, при английском дворе.
Она также по-королевски одарила его, подарив замок Кенилворт в Уоркшире в 1563 году и титул графа Лестера год спустя.
Продолжение здесь:
Буду благодарен за лайки, ставьте палец вверх, (так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи:
- «Племянница Людовика XIV влюбилась в конюха своего мужа и едва не сбежала с ним в Голландию»