Латиноамериканские художники — нечастые гости на нашем канале. Боливийские — тем более. И тому есть целый ряд причин; как объективных, так и очень объективных.
В-третьих, живопись южноамериканского континента традиционно ассоциируется у нас с мастерами, получившими профильное образование в Мадриде, а затем стажировавшимися в Париже/Лиссабоне/Риме. Как говорится: «нужное подчеркнуть». Состоявшись как творческие единицы на испаноязычных/португалоязычных просторах Старого Света, такие мастера на протяжении всей своей творческой карьеры испытывают сильнейшее влияние школы изобразительного искусства бывшей метрополии. Как следствие, их работы редко выходят за рамки чисто европейской парадигмы. Да, безусловно, случаются и по-другому, но сугубо латиноамериканские импрессионисты и реалисты — это только исключения, лишний раз подтверждающие правило самим фактом своего существования. При всём уважении к аргентинской, бразильской мексиканской и прочим по-своему уникальным школам живописи.
Во-вторых, отнюдь не бедный на таланты континент в свою очередь отнюдь не скуден на собственную нарративную повестку. Сильнейшее влияние местного фольклора, причудливо переплетаясь с колониальными мотивами, по силе эстетического воздействия можно сравнить с попаданием на язык непривычно «острого» экзотического блюда. Все эти «приправы» хороши в качестве одноразовой экзотики. Картины того же сеньора Диего Риверы могут стоить все 10 миллионов долларов на аукционе «Christie's», но не могут надолго приковать к себе внимания посетителей российских музеев.
Во-первых, говоря же именно о Боливии, следует помнить: эта страна — своего рода «рекордсмен» по числу коренных жителей, чудом выживших после многочисленных «визитов дружбы» представителей Старого Света. Спасибо за это густым лесам и крутым горам. И именно национальному пейзажу обязаны своими громкими именами такие местные мастера как С. Итурральде, С. Порсаль, Х.Г. Меса. Ну а звезда первой мировой величины, великолепный Сесила Гусман де Рохас, прославился благодаря работам в стиле индихенизма. То есть полотнам, посвящённым культурному возрождению коренных народов континента; причём сразу в целом ряде жанров.
И всё же есть в этом густом «лесу» экзотики имеется как минимум одна тропинка к уму и сердцу нашей аудитории. Если Вы, уважаемый читатель, решитесь на знакомство с живописью Боливии — советуем обратить внимание на картины Реми Даза Рохаса. Это современный боливийский живописец, чьи работы говорят со своей аудиторией на универсальном языке тонкой чувственности и выверенного психологизма. В них гармонично уживаются как сугубо национальные, так и универсально трактуемые эстетические и семантические начала.
Любуясь ими, Вы гарантированно избавите себя от дискомфорта культурной «акклиматизации», но совершенно точно ощутите удивительный колорит далёкой жаркой Боливии. Чистые краски, деликатная работа с импрессией, бережное отношение к выбору ракурса, выстраиванию фона и созданию глубины пространства соседствуют здесь с вечными мотивами любви и страсти. Дар сеньора Рохаса — говорить с любым зрителем на универсальном языке хорошей живописи, позволяя собеседнику самому определять ту степень откровенности, на которую он готов в данный момент. Смуглые красавицы маэстро чередуются с жанровыми зарисовками, а социальные подтексты не стремятся вытеснить саму возможность любоваться нарядностью красок и зыбкостью линий, придающих картинам эффект внутреннего динамизма.
Словом, сегодня мы предлагаем Вам, уважаемый читатель, самостоятельно решить, следует ли нам глубже погрузиться в тематику латиноамериканской живописи. Поверьте, ей есть чем поделиться с Вами как в плане новых идей и смыслов, так и в плане чисто эстетического удовольствия. Всё будет зависеть от успешности данной конкретной статьи. Хорошего Вам дня!
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться