1 июля 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения Веры Мухиной. Легендарный скульптор с мировым именем. Автор символа Советского Союза – монумента «Рабочий и колхозница». В Каменске-Уральском к ней относятся очень тепло. Мы помним, что в тяжелые дни Великой Отечественной войны она работала здесь, в тыловом городе.
Сколько Вера Игнатьевна прожила в Каменске? На этот вопрос пока никто не дал точного ответа. Давайте будем разбираться...
В КАМЕНСК И ОБРАТНО
Октябрь 1941 года. Враг у ворот Москвы. Управление строительства Дворца Советов, где работала Мухина, получило приказ отправиться на новый объект – сооружение второй очереди Уральского алюминиевого завода.
Сердце подсказывало скульптору, что покидать столицу не нужно. Но давление было слишком сильным. Начальник строительства Андрей Никитович Прокофьев так ей и передал: «Вера Игнатьевна, в Центральном комитете партии считают, что Вы хотите остаться с немцами. Уезжайте, чтобы не попасть совсем в другое место».
13 октября в Лужниках сели в эшелон. Успели в последний момент: 16 октября в Москве началась паника, 20-го ввели осадное положение. В Каменск-Уральский приехали 30 октября.
Могли и не доехать… В пути поезд попал под бомбежку. Знакомые потом писали: «О вашем эшелоне ходили тревожные слухи и мы очень волновались, пока не пришла телеграмма с места назначения».
Приняли и разместили хорошо. Только тесно: город был переполнен. Одна комната на четверых. Муж Алексей Андреевич Замков 5 ноября пошел работать хирургом в больницу № 3. Сын Всеволод Замков 12 ноября стал лаборантом в «Уралалюминстрое». А 78-летняя Анастасия Степановна Соболевская домовничала.
У Веры Игнатьевны с работой было непонятно. Архитекторов и художников разбросали по двум городам. Часть приняли на работу в «Уралалюминстрой». Остальных оставили в Свердловске в проектной мастерской, в том числе и Бориса Иофана, руководителя ее группы. Мухина тоже могла ехать в Свердловск. Но это значит – разлука с семьей. Решила остаться в Каменске.
Наверное, это была ошибка... Условий для творчества здесь не было. Помещение для работы дали только 5 декабря: маленькое, холодное, в углу снег. Мастерская тоже была «коммунальной»: кроме Мухиной в ней работали художник Бела Уитц и скульптор Вячеслав Андреев. Не было хорошей глины для лепки, гипса для отливок. Пришлось работать с пластилином и воском.
В январе 1942 года скульптора вызвали в Куйбышев на заседание комитета по Сталинским премиям. Она пять дней просидела на станции Синарской: не ходили поезда. И опоздала на специальный поезд из Свердловска до Куйбышева. Тогда решила задержаться в Свердловске и провела там почти месяц: встречалась с местными и московскими художниками, познакомилась с работой уральских резчиков по камню.
Из Свердловска вернулась в Каменск, но мыслями была в Москве. Как на самом деле живет столица, о чем не пишут газеты, что не пропускает в письмах военная цензура? А Москве тяжело: холодно, голодно, бомбят. Немногие оставшиеся там знакомые возвращаться не советовали. Скульптор Михаил Оленин писал ей: «Мне понятно и Ваше желание быть у себя на Садовой, но я на Вашем месте это желание утихомирил бы. Сейчас сильные холода и нет гарантии за целость стекол при налетах». Но все же решила: надо ехать. Там кипела жизнь, там происходили все события. Там настоящему художнику место.
Задействовала все связи. 13 марта 1942 года получила личное разрешение на въезд в Москву от Вячеслава Молотова. Месяц ушел на оформление пропуска. Покинула Каменск-Уральский 19 или 20 апреля. 20 числа отправила сыну открытку из Свердловска: «Доехала хорошо и ночью еду дальше». Следующее письмо написала 29 апреля – уже из Москвы.
Теперь можно посчитать. Приехала 30 октября 1941 года, уехала около 20 апреля 1942-го. 5 месяцев жизни Веры Мухиной прошли на каменской земле и неполный месяц – в Свердловске. «Всего полгода я провела на Урале, а кажется, что прошли годы...» – написала она в дневнике.
НАЗАД В КАМЕНСК?
В Москве у Мухиной было все, чтобы творить. Но разлука с семьей не давала покоя. Письма, открытки, телеграммы летели в Каменск и обратно почти каждый день.
Алексея Андреевича из амбулатории УАЗа не отпускали, «пока не найдет врача-хирурга себе на замену». Но так можно было и до конца войны просидеть! А ведь он военный врач с 10-летним стажем и создатель «чудодейственного» препарата – гравидана... Понадобился вызов наркома здравоохранения Митерева, чтобы в конце августа муж смог выехать в столицу.
Сын Всеволод должен был вернуться вместе с отделом спецтехнологии профессора Львова «через 2-3 недели». Но отъезд все откладывался и переносился. Устав ждать, Вера Игнатьевна в сентябре стала собираться в Каменск-Уральский, чтобы помочь выехать сыну и вывезти оставшиеся вещи. Опять надо оформлять командировку и пропуск. Но ее отвлекала работа. 7 ноября открывалась художественная выставка к 25-летию советской власти, для которой она готовила несколько скульптурных портретов. А 25 октября внезапно умер муж... Тогда Мухина пошла за помощью к Михаилу Ивановичу Калинину, «всесоюзному старосте». И в начале ноября на Урал полетели телеграммы: «Приехать не смогу. Выезжай скорее. Твой пропуск у начальника милиции Свердловска».
В середине ноября 1942 года Всеволод Замков выехал в Москву. Второй приезд Мухиной в Каменск не случился.
КАМЕНСКИЙ АДРЕС
Удивительно, но долгие годы точное место жительства Мухиной в нашем городе оставалось неизвестным. Хотя никакой тайны оно не составляет. Находясь здесь, скульптор вела обширную переписку и отправила и получила десятки, если не сотни, писем. Адрес указан на конвертах.
Первые письма пришли в начале ноября 1941-го: «Город Каменск Челябинской области, до востребования, Мухиной-Замковой Вере Игнатьевне». В ответ она написала, где теперь живет: «Каменск-Уральский, УАЗ, Красная Горка, коттедж № 4».
Эти четыре двухэтажных коттеджа появились на высоком берегу Исети в 1935 году. В каждом доме – две шикарные двухэтажные квартиры. Вокруг коттеджей – красивые дорожки, скульптуры, фонтаны и даже поле для крокета. Все это скрывалось за высоким забором и предназначалось не для простых рабочих, а для «командиров производства».
В 1941 году на УАЗ приехало столько руководителей, что коттеджи пришлось переделать. Квартиры разделили на две, сделав отдельные входы со стороны веранды, в каждую комнату поселили по семье. Получились такие «коммуналки для начальства». В одном доме с Мухиной жили и начальник «Уралалюминстроя» Прокофьев, и главный инженер Кораблинов.
«Дом, где нас разместили, – красивый, надежный, теплый, кругом прекрасная природа... Одна стена на первом этаже – сплошь стеклянная с видом на реку. Говорят, что летом Исеть потрясающе красивая река, широкая и красивая, так как ниже нас плотина, но сейчас зима, и все покрыто снегом».
«Ко мне со стороны администрации очень хорошее отношение. Но все до такой степени переполнено... Получила пока только одну комнату (конечно, нам очень тесно), но в очень хорошем месте и со всеми удобствами до горячей воды в кранах каждый и круглый день. Очень тепло и даже жарко, это все что можно желать при здешних морозах».
Сначала семью скульптора поселили в квартиру № 4 на втором этаже. Потом переселили на первый этаж в квартиру № 2. Письмо из Госбанка адресовано в квартиру № 1 – значит, и в ней успели пожить? Похоже, что за комнаты шла нешуточная борьба.
Обратите внимание, что у Веры Игнатьевны двойная фамилия: Мухина-Замкова. Мухина – девичья фамилия, Замкова – фамилия мужа. Впрочем, хорошие знакомые писали коротко: «В. И. Мухиной». Она им отвечала еще короче «Ваша Вера М.».
МЫ ПОМНИМ?
Мест, связанных с именем великого скульптора, в городе больше нет. Как раз к юбилею, 6 июля 2019 года, снесли коттедж № 4, где она жила (протесты горожан не помогли). Где были ее мастерские, точно неизвестно, да и вряд ли уцелели те бараки. Давно нет деревянного клуба строителей, для которого Мухина сделала эскизы интерьеров. Сейчас на его месте – дом 11Б по Октябрьской улице. Мемориальная доска Вере Игнатьевне работы художника Владимира Пермякова висела на здании Выставочного зала с 1985 по 2001 год и пропала при загадочных обстоятельствах. Улица Мухиной на карте города не появилась, учреждения культуры ее имя не носят. Остались газетные публикации да людская память.
Антон Лысков.
Опубликовано:
30.08.2019 на заседании Краеведческого общества города Каменска-Уральского и Каменского района;
09.01.2020 в газете «Новый компас»;
24.01.2020 в «Живом журнале».
© Лысков А. П., 2019–2020