Запутанные любовные дела всегда чреваты скандалами, даже если вы король. Предлагаю вашему вниманию 5 самых громких скандалов с участием королевских фавориток.
1. Елена Уэльская
Уэльс, 12 век
В средние века на территории нынешнего Уэльса располагалось несколько маленьких королевств. У правителя одного из этих королевств была дочь по имени Нест верх Рис, которая после смерти своего отца попала под покровительство английского короля Генриха I.
Генрих, известный своими любовными похождениями, не обошёл вниманием и юную принцессу, причём настолько не обошёл, что она родила ему ребёнка. После этого Генрих, верный своему долгу покровителя, выдал девушку замуж.
Нест прекрасно жила со своим мужем, родила ему пятерых детей, и всё у них шло замечательно, пока на рождество к ним в гости не приехал принц из соседнего королевства, Оуайн ап Кадуган.
Принц был так поражён красотой Нест, что напал на замок и похитил прекрасную даму, причём почему-то вместе с детьми. А пока даму похищали, её муж удирал из замка через сток отхожего, пардон, места. Вот вам и рыцарские времена!
Детей Оуайн ап Кадуган вернул, а принцессу отказался, даже когда английский король пошёл на него войной. Поэтому Нест верх Рис прозвали «Еленой Уэльской», ведь её похищение, как и похищение Елены Троянской вызвало войну.
Нест родила Оуайну двух сыновей, но потом все-таки вернулась к мужу.
2. Плоха та фаворитка, которая не хочет стать королевой
Франция, 17 век
Французский король Генрих IV, самый знаменитый сердцеед Европы, пережил за свою бурную жизнь не мало любовных скандалов. Но больше всех проблем доставила ему Генриетта д’Антраг, чья мать когда-то была возлюбленной одного из предыдущих королей. Видимо, дамам этого семейства на роду было написано становится королевскими фаворитками.
В апреле 1599 года умерла (вероятно от яда) многолетняя возлюбленная Генриха, и он очень тяжело переживал её потерю. Переживал ровно 6 дней, а на седьмой ему рассказали о соблазнительной блондиночке Генриетте д’Антраг, и, вмиг утешившись, король отправился в замок её отца – охотиться, в прямом и переносном смысле. Девушка сразу же понравилась пылкому королю, но, проинструктированная родителями, проявила твёрдость, чем, конечно, ещё больше разожгла огонь в сердце Генриха.
Далее начался спектакль: то Генриетта утверждала, что любит короля, но боится строгих родителей, то строгие родители увозили её в далёкое имение, то прибегал её брат и орал на весь дворец, требуя оставить девушку в покое. В конце концов красавица поставила условие: сто тысяч экю. Возмущённый министр финансов принёс Генриху эту сумму в мелких монетах, которые приказал разложить на полу в кабинете короля. Увидев, что деньгами покрыт весь пол, Генрих воскликнул:
- Ого! Недурная плата за одну ночь!
Но деньги взял и отвёз Генриетте. Однако этого оказалось мало. Теперь было выдвинуто новое условие: письменное обещание жениться. Генрих подумал-подумал, и в самом деле написал документ, что, да, мол, обязуюсь жениться, если мадемуазель д’Антраг через шесть месяцев окажется беременной и родит сына. И немедленно получил вышеуказанную мадемуазель в свое полное распоряжение.
Первый громкий скандал новая фаворитка устроила, когда уже забеременев, узнала, что король ведёт переговоры о женитьбе на Марии Медичи.
Родившийся ребёнок не выжил, и Генрих женился на Марии, за которой давали огромное приданое, самое большое за всю французскую историю.
Женитьба не помешала королю продолжать отношения с Генриеттой, и в итоге обе женщины, и королева, и фаворитка, забеременели одновременно, и теперь без конца ссорились, оскорбляли друг друга и по очереди закатывали Генриху скандалы. У короля хватило ума поселить любовницу во дворце рядом с апартаментами королевы, и весь двор с удовольствием наблюдал, как он бегает от одной к другой. А ведь параллельно успевал заводить интрижки ещё с двумя-тремя дамами. Париж был в восторге: вот какой у нас прыткий король!
Королева родила первой, а Генриетта припозднилась, но у обеих были мальчики. Как только мамаши оправились после родов, склоки во дворце возобновились.
Отец и брат Генриетты, опасаясь, что всё это может королю надоесть, и он бросит Генриетту, решились на заговор. Для начала они принялись кричать на всех углах, что бедняжку обманули, что её сын – законный наследник. Потом обратились за помощью к традиционному врагу Франции – Испании. Целью заговора было убийство Генриха и провозглашение королём сына Генриетты. Заговор был раскрыт, добрый Генрих IV заговорщиков помиловал. Потом был ещё один заговор, тоже неудачный. На этот раз заговорщикам пришлось обменять свои жизни на ту самую бумагу с обещанием жениться.
Генрих продолжал отношения с Генриеттой почти до самой своей гибели от руки убийцы. А после появилась свидетельница, заявившая о причастности Генриетты к убийству короля. Обвинение сочли ложным, а свидетельницу отправили в тюрьму.
3. Племянница кардинала
Англия, 17 век
У кардинала Мазарини, первого министра Франции, было несколько племянниц, которых французы называли «мазаринетками». Одна из них, Мария Манчини, крутила роман с молоденьким Людовиком XIV, а её сестра Гортензия понравилась сыну свергнутого английского короля, причём понравилась настолько, что он сделал ей предложение. Но дядюшка-кардинал отказался выдавать племянницу за короля-изгнанника. Потом, когда этот король-изгнанник, Карл II, вернул себе трон, дядюшка поспешил исправить положение, предложив за племянницей хорошее приданое, но король к тому времени уже расхотел на ней жениться.
В конце концов кардинал выдал пятнадцатилетнюю Гортензию за очень странного человека, который, видимо, страдал психическим расстройством, проявлявшемся в разных причудах. Патологически ревнивый, он всё время искал в её спальне любовника, а потом вообще запретил Гортензии находится в обществе мужчин. Гортензия послушалась, с мужчинами не общалась, а нашла утешение с молоденькой подружкой. Муж узнал об этом и отправил обеих в монастырь, откуда они сбежали.
Несмотря на такую нелегкую супружескую жизнь, Гортензия родила мужу несколько детей, но бросила их всех и сбежала в родную Италию, потом поселилась во владениях герцога Савойского, который был в неё влюблён. Однако после смерти герцога его жена Гортензию выгнала, и та осталась без дома и без денег. Тогда, переодевшись в мужское платье, Гортензия пересекла пол-Европы и появилась при английском дворе, рассчитывая на помощь английского короля, того самого, который когда-то хотел на ней жениться.
Карл II, встретившись со своей несостоявшийся невестой, нашёл, что она очень похорошела, и немедленно сделал её своей официальной фавориткой. И всё шло превосходно до того дня, когда в дворцовом парке проходил турнир по фехтованию. Кому-то из придворных пришло в голову заглянуть в отдаленный уголок парка, где обнаружилась Гортензия вместе с внебрачной дочерью короля, причём девушки были отдельно, а их платья – отдельно.
Как ни странно, король это пережил, и бросил Гортензию только после того, как убедился, что она изменяет ему и с мужчинами тоже.
4. Дело о ядах
Франция, 17 век
Французский король Людовик XIV был весьма пылким молодым человеком.
Помимо многочисленных мимолетных увлечений, у него всегда были официальные фаворитки. В 70-х годах 17-го века это почетное место занимала мадам де Монтеспан.
Дама красивая, образованная, остроумная, она потеснила предыдущую возлюбленную короля и добилась огромного влияния при дворе. Однако её муж, когда узнал о внимании, которым удостаивает король его жену, вместо того, чтобы радоваться оказанной ему чести, принялся устраивать скандалы один за другим, То он врывался в спальню жены и начинал поносить и оскорблять и её, и короля, то приезжал в королевский дворец, облачённый в траур, в траурной же карете, украшенной развесистыми рогами. В конце концов король приказал его арестовать.
Царствование мадам де Монтеспан продолжалось более 10 лет, а закат его связан со знаменитым делом о ядах.
Началось всё с внезапной смерти одного кавалерийского капитана, после чего обнаружились бумаги, из которых следовало, что любовница этого капитана отравила несколько своих родственников. Дама во всем призналась, её казнили, а следствие вышло на некую мадам Монвуазен, которая, как выяснилось, готовила и продавала всякие зелья и снадобья, а так же устраивала разные чудовищные ритуалы вместе с несколькими подручными. Все они были арестованы и на допросах наговорили много всего. Среди их заказчиков было множество знатных людей, в том числе и мадам де Монтеспан. Якобы она обращалась к Монвуазен за приворотным зельем, когда ещё только хотела привлечь внимание короля, и потом постоянно добавляла колдовские снадобья ему в еду, чтобы удержать. Так же, по словам Монвуазен, мадам де Монтеспан покупала к неё яд, чтобы извести молоденькую фрейлину, которой король увлёкся.
Монвуазен и кое-кого из её сообщников судили и сожгли, но некоторых король побоялся отдать под суд, чтобы сохранить в тайне деятельность своей фаворитки и матери своих детей.
Она ещё долго занимала апартаменты в Версале, даже после того, как король женился на воспитательнице их детей. (О ней читайте здесь.)
В возрасте 51 года она удалилась в монастырь и прожила ещё 15 лет, занимаясь благотворительностью.
5. Актриса, лакей, император и наследник
Россия, 18 век
В 1797 году в Петербург прибыло артистическое семейство Шевалье, состоявшее из балетмейстера, его жены-певицы, и её брата- танцовщика.
Выступления мадам Шевалье пользовались большим успехом, и не меньшим успехом пользовалась она сама.
Вскоре в неё влюбился граф Кутайсов, сделавший головокружительную карьеру от лакея до статс-секретаря.
Император Павел I безгранично доверял Кутайсову, и тот имел на него огромное влияние. А на Кутайсова, в свою очередь, имела огромное влияние мадам Шевалье. В приемной особняка, который снял для неё бывший лакей, толпились просители, а её муж сидел в передней и докладывал, кто за чем явился. Все знали, что красавица берет немалые суммы за свои ходатайства перед Кутайсовым, и слухи о её жадности расползались по Петербургу. К ним добавлялось убеждение, что алчная мадам является ещё и шпионкой Наполеона.
Потом на красавицу обратил внимание император Павел I, и дама стала делить свою любовь между двумя кавалерами.
Однако этими двумя мадам не ограничилась и завела интрижку с великим князем Александром Павловичем, наследником престола. Приятеля великого князя, который был посредником между ним и мадам Шевалье, выслали из Петербурга.
Скандальные слухи о связи трёх самых влиятельных людей империи с французской шпионкой, никого из участников этой истории не волновали. Император даже собирался поселить актрису во дворце.
И неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы Павла I не убили бы. Новый император, тот самый великий князь Александр Павлович, немедленно выслал её из России.
О самых громких скандалах с императрицами и королевами читайте здесь.
А о самых любвеобильных правителях - здесь.