"Тексан" был одним из серии учебных самолетов фирмы "Норт Американ", он должен был использоваться для обучения с элементами боевого применения, поэтому он получил три пулемета, один под капотом, один в крыле и третий в задней кабине.
Он имел убирающиеся шасси, закрытую кабину и современное оборудование.
Выпускались несколько модификаций в AT-6A были вставные топливные баки и двигатель R-1340-49. АТ-6С получил деревянные детали, готовились к возможному дефициту легких сплавов. AT-6D стал снова цельнометаллическим, электросистему перевели с 12 В на 24 В, AT-6F имел измененную заднюю часть фюзеляжа и усиленное крыло.
АТ-6А с двигателем "Пратт энд Уитни" R-1340-49 мощностью 600 л. с. Максимальная скорость составляла 335 км/ч. Практическая дальность составляла 1205 км, практический потолок 6556 м.
Поступавшие в военно-морские силы США получили обозначение SNJ. Основным вариантом стал SNJ-4, он соответствовал АТ-6С, его выпустили 2400 экземпляров. SNJ-5 (AT-6D) передали из ВВС США, их было 1573 штуки. Также были получены 956 армейских AT-6F, на флоте ставшими SNJ-6. Некоторые получили посадочный гак для отработки посадок на палубу.
Выпускались и самолеты на экспорт. Для Канады и Великобритании произвели 2610 самолетов AT-16 (AT-6A). В 1948 г. все тренировочные самолеты назвали одной буквой "T".
На протяжении всей войны АТ-6 и SNJ на них обучались тысячи пилотов. Самолет как нельзя лучше подходил для обучения пилотов-истребителей и был прост в управлении.
В числе серийных были и самолет ВС-1 их было 177, включая 30 ВС-1I для обучения полетам по приборам. Выпустили также один самолет ВС-1В с модифицированным центропланом и 93 самолета BC-1A.
Летом 1938 г. Англия заказала 200 самолетов ВС-1, они получили обозначение Harvard Mk. I, еще 600 машин АТ-6 отправились в Великобританию (20 Harvard Mk. II), Новую Зеландию (67 RNZAF), а остальные ушли в Канаду. Закуплены были Великобританией и Канадой самолеты АТ-6С и АТ-6D (англичане присвоили им наименование Harvard Mk. III), опять же канадцы и британцы закупили 2610 самолетов выпускавшейся в Монреале модификации АТ-16 (английское обозначение Harvard Mk IIВ), изначально это был американский АТ-6А. В 1946 г. эта же компания построила для ВВС Канады больше 500 самолетов T-6G и T-6J.
Всего выпустили около 17 000 "Тексанов" всех модификаций.
"Тексан" попал и в СССР. Весной 1943 г. прибыли восемь самолетов модификации АТ-6С. Машину испытали в НИИ ВВС были сделаны следующие выводы: самолет прост в пилотировании, имел хорошую продольную и боковую устойчивость, мог выполнять все действия необходимые для пилота-истребителя: вираж, боевой разворот, переворот, бочку, иммельман, петлю, пикирование. Мотор надежен, сам самолет прост и удобен в эксплуатации. Машина была приспособлена для слепых и ночных полетов. Компоновка схожа с серийными американскими истребителями.
Но для подготовки штурманов, "Тексан" не годился, не было бомбоприцела и бомбосбрасывателя, а также радиополукомпаса.
Еще 22 АТ-6С отправили через Иран, два их них разбили во время облета после сборки.
Советская сторона запросила в марте 1945 г. сразу 600 АТ-6. Американцы согласились на 225 AT-6F, до завершения поставок по ленд-лизу удалось получить 54 самолета.
Спасибо за прочтение