«Теория симуляции» в основном выглядит следующим образом:
- Учитывая прогресс, достигнутый человечеством в компьютерной области за всю историю, неизбежно, что когда-нибудь мы сможем смоделировать всю Вселенную в компьютерной программе.
- Эта симуляция неизбежно будет включать в себя разумных, осознающих самих себя существ, таких же как мы, которые сами неизбежно смогут смоделировать всю Вселенную в своей компьютерной программе, работающей в рамках «основной» компьютерной симуляции.
- Поскольку это неизбежно приведёт к бесконечному циклу «симулированных Вселенных» внутри «симулированных Вселенных», вероятность того, что мы находимся в какой-то исходной «реальной» Вселенной, а не в одной из вложенных симуляций, просто исчезающе мала.
Однако, вышеизложенное — скорее лишь некая философская уловка, которая создаёт впечатление, что все «шансы» складываются против того, что мы живём в «реальной» Вселенной.
На самом деле, ни одно из первых двух утверждений, описанных выше, не является «неизбежным». Мы не знаем, удастся ли когда-нибудь симулировать Вселенную целиком, особенно ту, в которую входят разумные, осознающие собственную личность существа.
Прямо сейчас мы даже не знаем, возможен ли настоящий искусственный интеллект на самом деле, а «смоделированная» Вселенная скорее всего сможет показать только то, как разумные существа будут действовать при определённых обстоятельствах без того, чтобы эти смоделированные существа действительно осознавали себя. И, конечно же, вычислительные мощности, необходимые для выполнения такой задачи, на самом деле могут оказаться просто невозможными.
Ничто из этого не доказывает, что мы действительно живём не в симуляции, но это хороший аргумент за то, что нет никаких оснований думать, что это так.
Ещё один интересный момент заключается в том, что «симуляция» не может определить себя как симуляцию в своих собственных терминах, таким образом, термин «симуляция» становится полностью самоссылочным и начинает походить на змею, полностью съевшую себя, начиная с хвоста.
Теория симуляции не является фальсифицируемой гипотезой. Обсуждать или развенчивать её примерно так же бесполезно, как обсуждать существование бога или мультивселенной.
И наконец, можно поставить вопрос, а что же такое реальность вообще, и чем она отличается от симуляции. Если бы мы были симулированными существами в рамках некоей симуляции, мы немедленно обнаружили бы, что наша симуляция неотличима от реальности и не способна воспринимать никакую «истинную» реальность за пределами себя самой.
Дискуссия о симуляции может очень легко перерасти в чисто философские рассуждения из разряда «а что если реальность не реальна?» Однако, это вопрос, на который нельзя ответить ни в каком виде и ни в какой форме. Таким образом, «теория симуляции» в конечном итоге сводится к чистой спекуляции.
В продолжение темы реальности можно сказать, что даже если мы находимся в симуляции, почему это должно иметь для нас хоть малейшее значение? Это наш опыт и наш собственный жизненный путь. Это всё кем-то моделируется? Но кого это волнует, если у нас есть свободная воля, и на данный момент все законы химии и физики доказали свою силу — это означает, что даже если в симуляции нам дали «песочницу», мы играем в ней без присмотра.
Можно ли сказать, что мы упускаем совершенно новую плоскость существования, которую из-за симуляции никогда не испытаем? Можно! Но опять же, и что? Есть много того, что мы не испытываем в любом случае. И кто может сказать, что то, что мы имеем сейчас, не экспоненциально лучше, чем то, что мы нашли бы «снаружи»?