Найти в Дзене
Лиза Бражникова

Развитие Советской культуры в1945-1991 гг.

Культура времен СССР меняла свои тенденции и темы не один раз. Именно об этом я хочу рассказать в своем эссе. Начну с периода 1946-1953 гг., данный промежуток времени характерен военной тематикой литературы, живописи и любого творчества. Поднятие темы влияния война на человека становится весьма актуально. Самые популярные и народно пригнанные произведения «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. Так как Сталин проверял лично все творчество, он требовал от авторов признания, восхваления власти, оптимизма и внушения уверенности народу, поэтому часто произведения писателей и поэтов критиковались за недостаточный показ партийного руководства, например, первый вариант романа «Молодая гвардия» или пессимизм текст песни М. А. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Следующий период изменения Советской культуры – это 1953-1964 гг. Основное событие, которое повлияло на дальнейшее развитие культуры – это конец жизни Сталина, а соответственно и «сталинизма». Начинается новый этап – «оттепель». Характерные черты этого периода определяются в обращении к внутреннему миру человека, его повседневных заботах и проблемах, нерешённых вопросах развития страны. Набирали популярность следующие авторы и их произведения, опубликованные в журнале «Новый мир»: статьи Овечкина и Абрамова, произведения Эренбурга «Оттепель», Пановой «Времена года», Панферова «Волга-матушка река» и др. Авторы старались отходить от привычной скрытности повседневности и реалий людей. Наконец-то поднимается вопрос об атмосфере, которая сложилась в стране, на сколько она губительна для советского народа. Произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» отображают проблемы сталинского наследия в настоящей жизни советских людей. Повышается актуальность на научную и фантастическую литературу, это связано с новыми научными открытиями. Например, Романы и повести Ефремова и Казанцева. Новый правитель – Хрущев обращал внимание на соблюдение чувства меры, хоть и дозволял выражаться в творчестве. Регулярно подвергались критике за идеологическую сомнительность или же заниженную оценку к партии писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссёры, историки и философы. На пример, Вознесенский, Гранин, Дудинцев, Евтушенко, Кирсанов, Паустовский, скульптор Э. Неизвестный, художник Р. Фальк, кинорежиссёр М. Хуциев 

 

Следующий этап – 1964-1985. Характерен цензурой, но все же был наполнены яркими моментами, например, большой успех театрального искусства, создания большинства фильмов «легенд» в нашем времени, снятые Л. И. Гайдаем «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», Рязановым «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман». В кинематографе продолжалось отображение литературы периода «оттепели», например, «Доживём до понедельника», 1969, реж. Ростоцкий, «Начало», 1970 и «Прошу слова», 1976, реж. Панфилов. Бондарчук экранизировал роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Фильм был закуплен для проката многими зарубежными странами и получил престижную кинопремию «Оскар». Если говорить о литературе, то набирает популярность деревенская проза, поднимающая проблему коллективизации русской деревни. Кроме этого, открывался вопрос о нравственности, например, Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Трифонов «Дом на набережной», Бондарев «Выбор». Специфичная черта данного периода – это «магнитофонная революция», данная тенденция не могла подчиняться цензуре и контролю, но она была настолько искренней и живой, в этом есть что-то особенное и яркое. Прекрасными примерами этому являются Высоцкий, Галич, Визбор, Ким, Окуджава, автор сатирических текстов Жванецкий. Последний период развития культуры – это период с 1985 по 1991 год. Я считаю, что этот период является ключевым и достойным итогом непростой судьбы Советской культуры. В доказательство совей точки зрения, хочу привести несколько примеров. Во-первых, большую роль сыграли критики и публициста своим трудом написания многочисленных статей, которые и сейчас являются актуальными. Благодаря их работе, общество данного периода пришло к выводу, что причина всех неудач — в самой общественной системе, смогли понять сталинизм и социализм. Во-вторых, наступила гласность всех сфер культуры: литература, кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Авторы смогли добиться практически полной независимости и свободы слова поднятием вопроса о подавлении свободы творчества. Что касается кинематографа, то на экранах стали поваляться, будучи запрещенные фильмы - «Комиссар» Аскольдова, «Проверка на дорогах» Германа, и с большим энтузиазмом создавались и снимались новые картины - «Покаяние» Абуладзе, «Завтра была война» Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» Прошкина, «Слуга» Миндадзе, «Так жить нельзя» Говорухина, «Власть соловецкая» Голдовской. Подводя итог, я хотела бы выделить несколько «любимых» этапов развития культуры. Бесспорно, такими периодами являются два последних, 1964-1985 и 1985-1991. Так как с 1964 года начинается так называемое открытие талантов, которые уже не боялись показать то, как они чувствуют, пусть даже вне цензуры, это олицетворяет смелость, напористость, яркость, 

 

самобытность, импульсивность, и это не может не привлекать внимание. Что касается последнего периода, я выделяю его, потому что к культуре и искусству наконец-то пришла стабильность, свобода и право на творчество, которое очень важно для любой сферы культуры, ведь авторам важно вложить все то, что они чувствуют и видят своим мышлением и взглядом, а когда их критикуют, травят и не дают свободы, для них – это бомба замедленного действия, которая перекрывает кислород и не дает полноценно жить любимым делом.

СССР
2461 интересуется