Найти тему
Музей истории религии

«Лучше смерть, чем гибель Родины…» Религиозная символика в армии. Часть 2.

Реалии Первой мировой войны, культурный шок, испытанный миллионами военнослужащих всех воевавших армий, огромное количество смертей, заставили солдат многих стран вновь обратиться к символу «мёртвой головы». В частности, он использовался в таком новом роде войск как авиация. Проблемы позиционной войны заставили многих военачальников искать решение взлома хорошо укреплённой обороны противника с помощью создания особых штурмовых отрядов, хорошо вооружённых и обученных ведению боя в тесноте вражеских траншей. Неудивительно, что эти отряды, в частности в германской армии, в качестве эмблемы взяли «адамову голову».

«Смертничество/бессмертие» на завершающем этапе войны в русской армии трансформировались в идею «ударничества». В результате революционных событий февраля 1917 г. процессы разложения Русской императорской армии резко ускорились. 29 апреля 1917 года князь С. В. Кудашев, член правления Русского торгово-промышленного банка, представил военному министру А. И. Гучкову докладную записку: «Необходимо демонстрировать в армии доблесть и организованность частей, которые увлекли бы на подвиг остальную массу… Этот принцип… широко применяется во Франции в так называемых штурмовых колоннах, которые особо подбираются, чтобы идти на верную смерть… Этот принцип, видоизменённый к русским условиям, может возродить русскую армию. Поэтому… представляется необходимым во всех армиях фронта создать особые «ударные» единицы, большею частью обречённые на истребление, которые должны быть составлены исключительно из добровольцев…». Позже подобные мысли высказал ряд старших и высших офицеров действующей армии. Результатом стало создание 19 мая 1917 года по представлению Генерального штаба капитана М. О. Неженцева командующему 8-й армией Юго-Западного фронта Генерального штаба генералу от инфантерии Л. Г. Корнилову 1-го Ударного отряда 8-й армии. Боевое крещение Корниловский ударный отряд получил 25 июня у деревни Павелечье, во время наступления 8-й армии. 11 августа ген. Корнилов подписал приказ о переформировании отряда в четырехбатальонный полк. После подавления «корниловского мятежа», приказом от 30 сентября, он был переименован в Славянский ударный полк, с сохранением всех своих отличий и эмблем, включая надпись “Корниловцы”.

В подтверждение своего статуса отряд, позднее полк, получил форму одежды, выделявшую военнослужащих из общей армейской среды. В соответствии с приказом:

1. Форма г.г. офицеров. Прибор белый.

а) Фуражка с белым кантом, вместо кокарды — череп.

б) Зимняя черная фуражка с белым кантом, околыш — верхняя половина черная, нижняя — красная.

в) Каска — вместо орла — череп.

г) Китель с белым кантом.

д) Брюки с белым кантом.

е) Погоны с серебряным галуном, черной выпушкой и черно-красным просветом: на погоне буква «К» и череп с костями по цвету прибора.

ж) Офицерские петлицы — верхняя половина черная, нижняя красная. Петлица с белым кантом.

2. Форма солдат.

а) Фуражка защитного цвета, вместо кокарды — череп.

6) Каска.

в) Погоны из двух половин — верхняя черная с черепом, нижняя красная с буквой «К».

г) Петлицы на шинелях по образцу офицерскому.

Эмблема КОРНИЛОВЦЕВ. Эмблема носится на левом рукаве, на два пальца ниже погона.

Ефрейтор, вольноопределяющийся Корниловского ударного отряда. Худ. А. Каращук
Ефрейтор, вольноопределяющийся Корниловского ударного отряда. Худ. А. Каращук

Почин создания ударных частей был подхвачен и другими армиями, и в межреволюционный период было создано большое количество подобных отрядов. На фоне общей деградации воинской дисциплины они отличались боеспособностью. Многие в качестве отрядной, полковой эмблемы брали «адамову голову».

Другим отличием ударников был чёрно-красный шеврон на рукаве, значение которого в документах трактовалось как: «… красный – символ борьбы за свободу, и чёрный – нежелание жить, если погибнет Россия». С назначением Брусилова Главковерхом (вступил в должность с 22 мая) начинание «юго-западников» приняло всероссийский масштаб — формирование ударных частей было положено и на других фронтах (в частности, на Западном фронте, которым командовал генерал-лейтенант А. И. Деникин), и в запасных частях — из «волонтёров тыла».

23 мая 1917 главковерхом подписан «План формирования революционных батальонов из волонтеров тыла», (ПВВ № 439). Волонтерам полагалось общеармейское обмундирование (но без погон), а в качестве отличительного знака формы одежды - «красно-черный цвет, как символ борьбы за свободу народов и братства с охотниками на фронте», в виде нашитого на правый рукав красного круга с черным Андреевским крестом. 13 июня 1917 вводил для волонтеров защитные погоны с черным трафаретным изображением «черепа и двух скрещенных костей, как эмблема бессмертия». При этом вновь говорилось, что «отличительным знаком формы одежды, как и у охотников ударных войск на фронте, являются цвета: «красный», как символ борьбы за свободу, и «черный», как указание на нежелание жить, если погибнет Россия».

Помимо централизованно установленных отрядных знаков различия межреволюционный период стал временем локального (дивизионного и полкового) творчества в деле изобретения знаков различия ударных отрядов. Батальон смерти 138-й пехотной дивизии помимо стандартного красно-чёрного шеврона предполагал расшивку обмундирования на обшлагах и планке рубахи чёрно-белыми нашивками из серебряного галуна и бархата. Правда, при невозможности получить искомые материалы, предполагалось галун и бархат заменять белой и чёрной тесьмой. Примерно так же обшивалось обмундирование в батальоне смерти 38-й пехотной дивизии. У ударников 6-й стрелковой дивизии на ударном шевроне вместо красного цвета использовался малиновый. Чёрно-красная гамма, порой в сочетании с «адамовой головой», применялась также и в символике женского ударного батальона, а также отрядов увечных воинов.

После победы Октябрьской революции вышло постановление ЦИК CPиСД от 10 ноября 1917 г. упразднявшее с 3 декабря 1917 г. все чины и звания. Сохранялось лишь звание по занимаемой должности. Наружные знаки отличия (нашивки, погоны, ордена, медали, кресты) для всех военнослужащих без исключения упразднялись. Изображение человеческого черепа, иногда с костями, иногда без них, широко использовалось воевавшими сторонами во время Гражданской войны в России. В частности, в ряд подразделений белых армий он пришёл через ударные части периода Первой мировой. Это, к примеру, Корниловский ударный полк, который в составе Вооружённых сил Юга России был развёрнут в дивизию.

P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)