О малотоннажных грузовиках (англ. Light commercial vehicle, lcv) мы писали не раз. Помимо использования автотранспорта этого класса для коммерческих и пассажирских перевозок, для него возможны и другие назначения. Автомобили на lCV-шасси с успехом используются в качестве передвижных лабораторий и мастерских, автомобилей скорой помощи, МВД и МЧС.
Фургоны, грузовики и пикапы с полной массой до трех с половиной тонн принято относить к малотоннажным грузовикам. Там, где не требуется транспортировка грузов большого веса либо значительного количества пассажиров, эти маневренные машины со сравнительно малыми габаритами выполняют множество задач, справиться с которыми их старшим братьям не под силу по причине громоздких размеров. При своих небольших весе, длине, ширине и высоте LCV-автомобили все же достаточно устойчивы для того, чтобы при наличии соответствующих надстроек успешно использовать их как автолавки, вездеходы, автовышки, эвакуаторы — всем этим модификациям малотоннажных грузовых шасси мы в свое время посвятили отдельные статьи. А сегодня поговорим о других их разновидностях.
Кунг («кузов универсальный нулевого габарита»), транспортно-бытовая машина или автодом — одна из самых востребованных надстроек на современный малотоннажный грузовик. Автотранспортные средства подобной комплектации широко применяются коммерческими компаниями и другими организациями для поездок на выставки, для корпоративного отдыха, для доставки и проживания вахтовых бригад и по сути представляют собой передвижные мини-гостиницы, внутри которых можно с относительным комфортом проделать путь в сотни километров.
Разновидностей автодома для установки на LCV-шасси (как, впрочем, и на более габаритные) существует превеликое множество. Чаще всего подобные надстройки создаются под индивидуальные требования заказчика, поэтому выделить общие черты, свойственные надстройкам этого типа, довольно сложно. Чаще всего их внешняя обшивка выполняется из планкированной оцинковки, за которой размещается утеплитель — пенополистирол или пенопласт — толщиной не менее 50 миллиметров, и внутренняя обшивка из ДВП или кожзаменителя. Для настилки пола используют в основном автолин или линолеум.
Как правило, такая надстройка имеет две двери: боковую одностворчатую и заднюю одно- или двухстворчатую, в зависимости он назначения автомобиля. Количество окон может варьироваться от минимального в вахтовом автомобиле до максимального (6—8) в автодоме для корпоративных поездок. Вариантов планировки внутреннего пространства существует великое множество — так или иначе, жилой модуль, независимо от того, что в нем установлено — сиденья, комфортабельные кресла или спальники, — оборудуется необходимыми системами обеспечения. К числу последних относятся система кондиционирования и вентиляции воздуха, а также автономный отопитель, позволяющий поддерживать температуру внутри фургона около +24 °С при температуре окружающей среды даже -40 °С и ниже. Кроме того, современный автодом на LCV-шасси может быть укомплектован электрогенератором, водонагревателем, биотуалетом и даже душевой кабиной, а также транспортной мебелью: шкафами, столами, консолями и так далее.
Не столь комфортной, но более функциональной разновидностью LCV-транспорта являются передвижные лаборатории экологического контроля. Такие автомобили изготавливаются на базе серийных фургонов «ГАЗель» или популярных зарубежных моделей — например, Volkswagen Crafter.
Одно из удачных, на наш взгляд, исполнений передвижной экологической лаборатории — MOBILAB на базе шасси «ГАЗель» производства компании «АвтоСпектр», занятой проектированием и производством автомобилей специального назначения. MOBILAB позволяет осуществить измерения показателей атмосферного воздуха, почвы и воды на предмет превышения. Мобильная экологическая лаборатория укомплектована рабочими местами для персонала, оборудованием для сбора и хранения проб, газоаналитическими и другими приборами. Бесперебойное функционирование оборудования обеспечивает автономная система энергоснабжения, а комфортные условия работы для персонала создает климатическая система. Расположение и количество рабочих мест, комплектация и характеристики приборов подбираются компанией-производителем, исходя из конкретных задач.
В качестве базового шасси для MOBILAB используется модель ГАЗ-2705 «ГАЗель» или ее аналог. Конструктивно автомобиль разделен перегородками на три отсека: кабина водителя, рабочий и технический отсеки. На борта автомобиля нанесено графическое оформление. Машина снабжена автомобильной сигнализацией и имеет высокую крышу из композитного материала — стеклопластика, остекление рабочего отсека (раздвижное окно по левому борту, глухое окно в сдвижной двери) и лестницу на задней левой двери. Спецавтомобиль укомплектован переговорным устройством (окно с форточкой в отсек водителя), а также имеет дополнительную подножку и поручень при входе в боковую дверь.
Если говорить о специальном оборудовании лаборатории экологического контроля, здесь имеются: пробоотборный зонд пятиканальный с функцией подогрева (до min +5 °C) отбираемого воздуха и измерением температуры подогретого воздуха, с высотой подъема над уровнем крыши 0,3 метра; блок для отбора проб воздуха на фильтры; люк в боковой стене автомобиля с открывающейся внутрь дверцей с отверстиями для закрепления с наружной стороны дверцы фильтродержателей ИРА; автоматическое подъемное устройство для метеорологического комплекса; мачта, закрепленная в транспортном положении; люк на крышу с герметичными вставками для выхода телескопической антенны; высокая приборная стойка для газоанализаторов и аспираторов; газоанализатор; система аспирирования отбора проб воздуха на поглотительные элементы на основе аспираторов. Также в наличии автоматическая метеорологическая станция для измерения температуры, абсолютного значения атмосферного давления, относительной влажности, скорости и направления ветра наружного воздуха, температуры и влажности (беспроводная); автомобильный холодильник; GPS/ГЛОНАСС-оборудование для установления географических координат точки отбора проб; комплект фильтров АФА (ВП, ХП, ХА); кассета для размещения при отборе и транспортировке проб; газоанализатор; датчики и химкассеты на 10 веществ; газовый пробоотборник; цифровой переносной измеритель массовой концентрации аэрозольных частиц с интерфейсом. В обязательный комплект также входят огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры, знак аварийной остановки, комплект штатного водительского инструмента, набор шанцевого инструмента (ножовка, топор, лопата, малая кувалда, фонарь с питанием от прикуривателя и буксировочный трос).
Передвижные мастерские, или пункты ремонта на колесах, мы уже рассматривали в одном из прошлых номеров журнала, где была помещена статья о работе мобильных сервисных бригад. Однако ремонтные работы, которые вы полняются на базе таких машин, могут касаться не только автотранспортных средств, но и другой техники, оборудования или систем. Так или иначе, фургоны передвижных мастерских чаще всего устанавливаются на шасси полноприводных автомобилей и оснащаются всем необходимым оборудованием, которое позволяет выполнять работы в полевых условиях. Применение шасси 4х4 существенно повышает эксплуатационно-технические характеристики передвижных мастерских, позволяя использовать их для ремонта и обслуживания различных объектов, расположенных вдали от месторасположения стационарного пункта ремонта, в том числе — в сложных дорожных условиях.
В автомобилях типа передвижная мастерская прокладываются системы отопления, кондиционирования, водоснабжения, вентиляции; при необходимости закладывается вывод под канализацию. Кроме того, на них устанавливаются пожарно-охранная сигнализация и система видеонаблюдения.
Внутреннее пространство такого автомобиля планируется с учетом эргономичности, функциональности и удобства работы персонала. Таким образом, передвижная ремонтная мастерская обеспечивает качественное оперативное выполнение всех работ, значительно экономя время и трудовые затраты.
Некоторые производители передвижных мастерских устанавливают на базовое шасси кузовфургоны как постоянного объема, так и переменного — раздвижные и раскладные, — благодаря чему внутреннее пространство может значительно увеличиваться. Большой выбор спецавтомобилей этого типа предлагает Kron Investment Group — один из ведущих производителей кузов-фургонов для предприятий энергетики, химии, нефтегазодобычи, нефтегазопереработки, военной промышленности, металлургии, авиации и других отраслей. В их числе: мобильные мастерские авторемонтные — используются для проведения ремонтных работ и обслуживания автомобилей; слесарные — предназначенные для работы коммунальных служб, позволяющие устранять аварии на объектах и проводить ремонт и обслуживание; коммуникационные — применяющиеся для обслуживания и ремонта линий электропередач, оптико-волоконных сетей, телефонных кабелей; и универсальные, более широкого назначения.
Автомобили скорой медицинской помощи и их разновидность — реанимобили — чаще всего также выполняются на LCV-шасси. В машинах на базе легковых авто недостаточно места для медицинского персонала и специального оборудования, а более габаритные шасси не имеют необходимой маневренности для эффективного использования в условиях плотной городской застройки.
Целую линейку автомобилей скорой медицинской помощи и реанимобилей на базе «ГАЗель-Бизнес» производит завод спецтехники «Нижегородец». Выпускаемые им машины предназначены для проведения лечебных мероприятий медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) или реанимационной бригады, транспортировки и проведения экстренных действий по спасению жизни больных и пострадавших на месте. Автомобиль «Скорая медицинская помощь» класса А предназначен для перевозки больных (пострадавших), не нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Автомобиль «Скорая медицинская помощь» класса B предназначен для оказания интенсивной терапии, мониторинга и транспортировки больных и пострадавших. Автомобиль «Скорая медицинская помощь» класса С предназначен для реанимации, интенсивной терапии, мониторинга и перевозки пациентов, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.
Наружные поверхности обшивки медицинского салона автомобиля выполнены из сэндвич-панелей с алюминиевым покрытием, обладающим высоким сопротивлением к стиранию, взаимодействию с кислотными средами, ультрафиолетовому излучению, а также воздействию моюще-дезинфицирующих средств. По желанию заказчика автомобили скорой медицинской помощи производства ООО «СТ Нижегородец» могут быть уже на заводе оснащены медицинским оборудованием и укомплектованы набором опций, увеличивающих комфорт и безопасность при эксплуатации. Конструкция автомобилей позволяет обеспечивать комфортную температуру в салоне как во время стоянки, так и при движении машины. Автомобили скорой медицинской помощи на базе «ГАЗель» отличаются высокой проходимостью, что позволяет использовать их не только в городских условиях, но и в труднодоступных районах.
Каждый из медицинских автомобилей такого типа комплектуется антиблокировочной системой тормозов, противотуманными фарами, необходимой радиоподготовкой, переносным фонарем с АКБ, шторкой на сдвижной форточке в перегородке, предпусковым подогревателем двигателя, матированными на 2/3 высоты стекол окнами медицинского салона и одним из окон салона со сдвижной форточкой. Также в скоропомощном автомобиле имеются перегородка между кабиной и медицинским салоном со сдвижным окном, люк (аварийный выход) в передней части потолка салона, сигнально-громкоговорящее устройство, фонари наружного освещения над боковой и задней дверями медицинского салона, отопитель салона, работающий от системы охлаждения двигателя. В наличии также розетка внешнего подключения 220 В, розетки 12 В в салоне, потолочные плафоны освещения, местное освещение подножки боковой двери медицинского салона, щиток управления электрооборудованием. На спецавтомобиль установлена термошумоизоляция, отделка потолка и стен легкомоющимися композитными панелями, сиденье по левому борту с ремнем безопасности и многоместное сиденье по правому борту. В комплектацию машины входят задний шкаф и стол, потолочный леер со светильником направленного света, держатели для инфузионных растворов, приемное устройство для носилок, боковая и задняя подножки, носилки транспортные и два огнетушителя.
Кстати, о тушении огня. Для борьбы с огненной стихией спецавтомобили на LCV-шасси также активно применяются. Речь, разумеется, не о тушении пожаров на больших площадях, а о первой помощи — например, на дороге, где требуется погасить пламя, которым охвачено транспортное средство. Для таких целей используются высокомобильные пожарные машины, которыми укомплектованы парки подразделений МЧС. Например, пожарный автомобиль первой помощи на шасси ГАЗ-330273 «Фермер», выпускаемый производственной компанией «Автомастер», представляет собой малогабаритный комплекс для тушения наиболее часто встречающихся пожаров. Как уточняет предназначение спецмашины официальный сайт производителя, «областью применения АПП является тушение очагов возгорания на объектах, расположенных в пределах нормативной дальности от места базирования, и предотвращение дальнейшего распространения огня до прибытия основных сил».
Пожарный автомобиль первой помощи ГАЗ-330273 «Фермер» MAKAR белого цвета снабжен соотвествующими его предназначению полосами и эмблемами, а также сине-красными маячками и установленным под капотом громкоговорящим устройством. В типовую комплектацию автомобиля также входит радиостанция (стационарная и две переносные), фаркоп и внутреннее освещение — четыре светодиодных светильника 12 В.
Салон боевого расчета имеет двери с устройством, исключающим возможность их самопроизвольного открытия в движении и представляет собой единую пространственную конструкцию, обеспечивающую возможность посадки и высадки, удобство и безопасность размещения сотрудников, а также установку необходимого оборудования, его обслуживания и демонтажа. Автомобиль вмещает расчет из пяти человек, включая водителя. В салоне боевого расчета обеспечено поддержание температуры воздуха не ниже 15º °С, независимо от условий окружающей среды. Размещение и крепление средств радиосвязи выполнено таким образом, чтобы не имелось острых углов и кромок, способных нанести травмы боевому расчету, а также исключалась возможность их самопроизвольного перемещения во время движения автомобиля.
Кузов автомобиля для размещения спецоборудования — каркасного типа; он закреплен на лонжеронах с помощью консольных кронштейнов в виде единого блока, независимо от кабины. Для быстрого доступа к оборудованию кузов имеет по две двери с каждой стороны по ходу движения автомобиля. В задней части кузова имеется отсек размерами не менее 1160х1100 миллиметров с дверями шторного типа. Высота кузова внутри — не менее 1550 миллиметров. На расстоянии не менее 700 мм от уровня пола по периметру кузова сконструированы полки из рифленого алюминия шириной не менее 350 мм с креплениями для пожарно-технического вооружения. Крупногабаритное оборудование — ручные лестницы и прочее — размещается на крыше автомобиля.
В целях безопасности и удобства автомобиль оборудован подножками и поручнями. Лестницы для подъема на крышу имеют удобные ступени шириной не менее 150 и глубиной не менее 125 миллиметров; расстояние между ступенями — не более 300 мм. Площадки на крыше и открытые платформы, предназначенные для работы, имеют ограждение по периметру высотой не менее 100 мм и покрытие, препятствующее скольжению. Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова снабжены уплотнениями, предохраняющими отсеки от попадания в них влаги, пыли и грязи.
Полки в отсеках, служащие для размещения пожарно-технического вооружения, имеют отверстия для слива скапливающихся остатков воды и конденсата. Само же ПТВ, имеющее острые кромки, хранится в чехлах или гнездах (футлярах), исключающих травмирование личного состава при действиях в зоне их размещения. Пожарно-техническое вооружение включает в себя аптечку, багор, дисковый бензорез, форму спасателя и диэлектрический комплект, гидравлический аварийно-спасательный инструмент, знак аварийной остановки, канистру, противооткатную колодку, крюк крышки гидранта, кувалду, трехколенную выдвижную лестницу, лестницу-палку, два лома — тяжелый и легкий, осветительную мачту, штыковую лопату, нож для ремней безопасности, ножницы для резки электропроводов, столярную ножовку, два огнетушителя, самоспасатель кислородный, пожарный топор, слип-эвакуатор, укладку противоожоговую, фонарь ФОС с зарядным устройством, бензогенератор, треногу с двумя лебедками, страховочную систему «Универсальная» и несколько комплектов статических спасательных веревок длиной 200 и 50 метров. При необходимости комплектация прожарного автомобиля первой помощи может меняться.
На базе малотоннажных грузовых шасси выпускаются автомобили для МВД и других контролирующих служб, предназначенные как для оперативной работы сотрудников различных отделов, включая силовые подразделения, выезда на место преступления след- ственных групп, сбора улик на местах совершения преступления, так и для патрулирования улиц, обеспечения правопорядка на различных общественных мероприятиях, митингах и праздниках, а также перевозки задержанных и заключенных. Большой выбор ведомственной техники выпускает российская компания «Газтехсервис»: это оперативные машины, автомобили дежурной части и криминалистические лаборатории. В качестве базы для них используются как отечественные шасси — ГАЗ 3307-3309, «ГАЗель», «Валдай», так и зарубежные — Mercedes, Volkswagen, Ford, Citroen, Renault, Peugeot.
Оперативные автомобили для соответствующих служб и подразделений МВД, ФСБ, прокуратуры, Госнаркоконтроля, министерства юстиции и таможни могут использоваться в качестве транспорта для выезда на место происшествия оперативной или следственной группы, для проведения наблюдения и прослушивания. Спецавтомобили данного типа также могут оснащаться отсеком для перевозки задержанных в количестве до двух человек. По желанию заказчика возможно выполнение варианта, предусматривающего выезд группы, в состав которой входит кинолог с собакой.
В типовую комплектацию для оперативных машин входит: сигнальное громкоговорящее устройство, теплошумовиброизоляция, низкая перегородка кабины, перегородка отсека для задержанных с раздвижным окном, световой вентиляционный люк, откидной или стационарный рабочий стол, длинная подножка, система энергоснабжения и ряд других устройств и приспособлений. Компания «Газтехсервис» также выпускает версии оперативных автомобилей с высокой крышей и распашной боковой дверью.
Автомобили дежурной части используются для доставки на место происшествия сотрудников правоохранительных органов и кинолога с собакой, организации работы на месте, включая проведение осмотра места происшествия и выполнение необходимых первичных следственных действий, а также для транспортировки задержанных в ходе розыскных мероприятий. Типовая комплектация данной группы спецавтомобилей в целом аналогична комплектации для оперативных машин, за исключением нескольких позиций. А именно: сплошная перегородка кабины с раздвижным окном, отсек для собаки с дверцей со стороны салона, отсек для задержанных большей вместимости, две камеры для задержанных с вытяжным вентиляционным устройством в нем.
Автомобиль — криминалистическая лаборатория, пожалуй, наиболее технологичный из спецавтомобилей этого рода. Он предназначен для доставки следственной группы и спецоборудования, координации работ и осмотра места проишествия, проведения экспертиз следственных действий, сбора улик и доставки вещественных доказательств. В типовую комплектацию для мобильных криминалистических лабораторий входят: сигнальное громкоговорящее устройство, сплошная перегородка кабины с раздвижным окном, лабораторный и грузовой отсеки, тумба и сейф под столом, индивидуальное освещение рабочего места, сиденье криминалиста на поворотном механизме, места для оперативников, стационарный рабочий стол, осветитель на штативе, фара-искатель, багажник с настилом на крыше и лестницей, солнцезащитные шторки на окнах, система энергоснабжения СЭС, бензогенератор в отдельном отсеке, лючок для подключения внешнего источника питания и другие устройства и приспособления. По желанию заказчика передвижная криминалистическая лаборатория может быть дооснащена переносным экспертно-криминалистическим комплексом, прибором нелинейной радиолокации, чемоданчиком криминалиста, комплектом для работы с объемными следами, ручной лебедкой и иным инструментом, а также расходными материалами и выносной мебелью. Возможно изготовление спецавтомашины на базе «ГАЗель» с высокой крышей и распашной боковой дверью.
Разумеется, линейка спецавтомобилей, выпускаемых на шасси малотоннажных грузовиков, не исчерпывается описанными в статье типами. Потребности предприятий, организаций и ведомств со временем меняются, что побуждает инженеров-конструкторов производственных предприятий создавать все новые типы и комплектации специальных маши