Найти тему
Николай Секерин

Почему чтение классики в школе вредит

Программа школьного образования в нашей стране носит весьма противоречивый характер. Многие люди даже полагают, что в том виде, в котором оно есть в среднестатистических учреждениях, учение наносит детям больше вреда, чем пользы.

Действительно, если обратиться к тем знаниям, которыми должны по идее обладать выпускники, то в лучшем случае, в возрасте лет двадцати, большинство даже самых ярых отличников начисто забывают всё то, что изучали по второстепенным для себя предметам. Под второстепенными я подразумеваю те предметы, что далее не изучаются в институте, или не применяются в работе.

Все эти факты в совокупности не могут не заставить задуматься над тем, что истинные цели среднеобразовательных учебных заведений всё-таки не в наделении знаниями, а в чём-то другом. Например в приучении человека к страху, чувству вины и прочим характерным чертам личности, начисто лишённой амбиций и предназначенной для обеспечения мелко-бюрократических и прочих подсобных и общественных нужд.

В свете этого вступления, кое возможно покажется кому-то пресловутой «теорией заговора», я хочу проанализировать лишь один школьный предмет, к которому по роду занятий имею самое непосредственное отношение. Литературу.

Каждое юное поколение живёт в свою, стремительно развивающуюся эпоху. И если двадцать лет назад меня и моих одноклассников интересовала в качестве одного из досугов приставка денди, то сегодняшним школьникам игры типа «Марио» (где нельзя сохраняться, а на всё прохождение от начала и до конца, у тебя есть лишь две попытки), явно не понравятся.

Если обратиться к ещё более старшему поколению, учившемуся в советское время, то там вообще не было ничего подобного. И медийный досуг ограничивался редкими показами мультиков по ТВ, который кстати был далеко не в каждой семье.

Так или иначе, а чтение в качестве развлечения, в любом поколении было обречено на второстепенное место. Просто потому, что это занятие по умолчанию скучно. Ведь делать это следует в одиночестве и сидя на месте. В то время как быстро развивающийся детский организм требует постоянного движения и расхода энергии.

Таким образом, чтобы как-то привлечь ребёнка из любого поколения к процессу чтения, необходимо сделать это занятие максимально привлекательным. Таким, чтобы каждая глава романа обсуждалась в кругу дворовых и школьных друзей.

И если одной из интересных тем для разговоров среди сверстников станет книга, значит даже те из детей кто читать не любит, станут интересоваться этим делом, дабы тоже быть «в теме».

В век развития компьютерных технологий и тотальной зависимости от пустого времяпровождения в интернете, сделать чтение популярным становится тем более трудно. И тем более нелепее, на фоне общих современных интересов, будет выглядеть пристрастие отдельно взятого школьника, например… к «Анне Карениной».

Все столпы русской литературы писали свои шедевры в позапрошлом веке, и более чем половина любого классического романа содержит в себе как минимум устаревшие и вышедшие из употребления слова и речевые обороты: «Околоточный решил немного соснуть»; «Не скопляйтесь, парубки, невозможно!»; «Я побуду в людской, - молвил ямщик».

И так далее.

Кроме того, глубина философской мысли и серьёзные мировые вопросы, которые закладывали в свои произведения писатели золотого века, далеко не всегда понятны и взрослому человеку, чего уж точно нельзя сказать о ребёнке.

В «Преступлении и наказании» ведь смысл не в убийстве старухи и последовавшим за этим сроком заключения, нет. А в чём он на самом деле?

Спросите об этом бедного старшеклассника, который под воздействием многочисленных угроз и шантажа, всё же затолкал в себя это сложное и нудное чтиво. Ведь все его друзья, разумеется, прочитали и поняли Достоевского тоже, правда?

Волей не волей, со временем, будучи уже взрослым человеком вчерашний школьник, привыкший читать непонятное и сложное из-под палки, первое что сделает, став «свободным» - это перестанет читать совсем.

Возможно, он и будет периодически пролистывать книгу-две в год, но скорее и того меньше. Ведь всё что он помнит о чтении, связано со скукой, муками непонимания и страхом наказания.

И став сам спустя годы родителем, такой человек уже вряд ли увидит читающими своих детей. Ведь в школе их продолжают наказывать литературой, а дома они видят лишь своих, освободившихся от учебного гнёта, авторитетных взрослых, которые уже никогда, никогда не держат в руках книги!