Найти в Дзене

Как ответить на возражение. Простой алгоритм

Оглавление

Что такое возражение и где оно встречается?

🙅‍♀️ В жизни мы регулярно встречаемся с возражениями:

  • от клиентов, если работаем с клиентами,
  • от начальства, если мы подчинённые,
  • от подчинённых, если мы руководители,
  • от родных, которые не хотят делать то, что хотим мы,
  • от незнакомых людей, не согласных с нами и т.п.

В продажах это конечно вообще регулярная история))) Но и в остальных ситуациях они встречаются нередко :)

Возражение - это выраженное словесно несогласие с вами, противоречие. Почти всегда оно содержит отрицательную лексику (не, нет) и пр., хотя бывает основано и просто на оценочных суждениях (типа "дорого").

Почему возникают возражения?

У возникновения возражений есть ряд причин.

➡️ Бывает, что возражения возникают по ОБЪЕКТИВНОЙ ПРИЧИНЕ (вы действительно сделали ошибку, у вас правда цена выше, чем у конкурентов, у человека реально нет денег или чего-то ещё).

Объективные причины основаны на фактах, которые легко предъявляются, и их не столько нужно отрабатывать, сколько приносить извинения и разруливать последствия.

➡️ Все остальные причины можно отнести к СУБЪЕКТИВНЫМ.

И здесь появляются:

  • Плохое настроение (кто из нас не возражал из вредности?))).
  • Неприязнь к собеседнику (точно же есть неприятные для нас люди, которых хочется побесить, возражая).
  • Недостаток информации или ложная информация (часто мы противоречим кому-то, глядя на ситуацию с одной стороны, а при появлении информации противоречия исчезают сами собой).
  • Торг (иногда мы выдумываем возражения, чтобы получить более выгодные условия, причём это касается не только продаж/покупок).
  • Негативный прошлый опыт (обжёгшись на молоке, дуем на воду, хотя вода не виновата).

Чего не нужно делать при возникновении возражений?

Если вы встретились с возражением, точно не стоит:

🛑 Пытаться переспорить собеседника в надежде на то, что кто громче кричит, тот и прав (повышать голос, стучать кулаком по столу, применять "нет", "не", "но" и т.п.).

А тем временем это частая реакция, потому что возражения бесят))) И заставляют спорить с тем, кто их проговорил.

Но ни к чему, кроме эскалации конфликта, это не приводит ✋

🛑 Соглашаться с возражениями в надежде на то, что оно само как-нибудь рассосётся (кивать, говорить "да", принимать точку зрения собеседника, если у вас есть контр-аргументы и пр.).

Хотя в деловой коммуникации (особенно в продажах) так тоже часто делают, рассчитывая смягчить собеседника и потом как-нибудь вывернуться.

Неа, не работает 😁

🛑 Ну и просто игнорировать их.

Как отработать возражение?

А теперь собственно алгоритм.

Как же быть, если "да и нет не говорить, чёрное и белое не носить"?))

✅ Шаг 0. Выслушать.

Понятно, что иногда всё понятно со второго слова. Не, с первого)) Но выслушать собеседника до паузы - база, на которой дальше будет строиться весь дальнейший ответ.

Потому что если собеседника не выслушать, он начнёт делать что? Правильно, кричать, пытаясь таки достучаться до вас.

✅ Шаг 1. Уточнить.

Прежде чем что-то непосредственно отвечать, надо разобраться, а о чём собственно возражение?

Например, типичное "дорого" может означать:

  • У меня сейчас недостаточно денег на это.
  • Я где-то видел дешевле.
  • Я давно не видел цен, и мне кажется, что они высокие.
  • Я не понимаю ценность этого.
  • Это стоит больше, чем моя юбка/моя машина/моя годовая зарплата и т.п.

И пока вы не зададите вопросы, вы не найдёте нужный ответ 🤷‍♀️

Какие вопросы задавать?

Лучше всего открытые, и лучше всего про причины и истоки)))

Например:

Я с тобой категорически не согласен.
- А какая информация есть у тебя? - А по какой причине не согласен? - С чем именно в моём высказывании ты не согласен?/Что вызвало у тебя несогласие?

Но задать вопросы мало))) Дайте собеседнику время на них ответить и выслушайте!

✅ Шаг 2. Присоединиться.

И заметьте, это не про согласие с возражением! 😉

Это про то, чтобы вместо спора с собеседником, найти что-то общее в ваши точках зрения.

Соответственно, присоединение начинается с "ДА", а дальше содержит нейтральную формулировку.

Например:

Вы опоздали.
- Да, пунктуальность - это важно.
- Действительно, времени мало.
- Да, время - ценный ресурс.

Такое присоединение позволяет показать собеседнику, что вы не хотите его перебороть или доказать его слабость, а, напротив, хотите найти общий язык.

И на этом отработка возражения не заканчивается!!

✅ Шаг 3. Аргументировать.

Без паузы (это важно!) к предыдущему шагу присоединяются факты, цифры, аргументы и прочие пруфы.

А ещё важно между 2 и 3 шагом НЕ допускать противопоставлений. Как раз чтобы не создавать впечатление спора.

Вместо этого применяйте присоединительные союзы: ПРИ ЭТОМ, ВМЕСТЕ С ЭТИМ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ОДНОВРЕМЕННО, или даже ИМЕННО ПОЭТОМУ.

Например (объединяю в примерах и присоединение, и аргументы):

Да, цена - важный параметр выбора, при этом обсуждать её важно в сочетании с качеством, а наше качество подтверждено сертификатами...
Да, вкусы у всех разные, в то же время 94% наших покупателей выбирают...
Да, онлайн сейчас актуален, одновременно в оффлайне присутствует...

✅ Шаг 4. Перейти к другой теме.

Конечно, после аргументов (особенно если они подобраны правильно, с учётом того, что вы услышали в пункте присоединения) основная часть отработки возражения завершена.

НО!

Если после третьего шага подвесить паузу, с высокой вероятностью ваш собеседник может придумать следующее возражение. Поэтому не вешайте её))) А идите дальше.

Например:

Задайте альтернативный вопрос (а вам больше нравится в таком или в таком цвете?) или закрытый вопрос (берёте?).
Выдвиньте предложение (так что предлагаю перейти к кассе).
Укажите на переход к новой теме (а теперь давайте обсудим...).

Итого всё вместе будет выглядеть так:

😈 У ВАС ДОРОГО.

Шаг 0. Выслушали))))

Шаг 1. Подскажите, с чем вы сравниваете? Где вы видели цену ниже? А что там включено в эту цену? А сами вы пробовали воспользоваться этим товаром/услугой?

Шаг 2. Да, действительно, финансы - важный аспект принятия решения.

Шаг 3. При этом также важны и другие критерии, в частности, качество, сроки поставки, сопутствующие услуги. Мы привезём вам товар за 3 дня вместо 5, весь наш товар сертифицирован, а также в нашу цену уже включено обучение.

Шаг 4. Мы заключим договор сегодня или завтра?

Или:

😈 Я С ТОБОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН.

Шаг 0. Выслушали))))

Шаг 1. А с чем именно не согласен? У тебя есть дополнительная информация по этому вопросу? Ты читал статью "..."?

Шаг 2. Да, соглашусь с тобой, тема вообще очень спорная и хайповая.

Шаг 3. В то же время ты же знаешь, что я всегда разбираюсь в вопросе и не высказываюсь голословно. Я прочитал книгу "...", изучил несколько статей автора ..., сравнил показатели в разных странах.

Шаг 4. Давай переключимся на обсуждение наших планов на выходные.

Удачи вам в применении алгоритма, и буду рада вашим комментариям и примерам! 😊