31 мая 1892 года родился Константин Георгиевич Паустовский. Заядлый рыбак, друг Рувима Фраермана и Аркадия Гайдара, мастер лирической "бессюжетной" прозы.
Паустовский был среди 117 основных работников в области детской литературы: писателей — А. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского, М. Пришвина, М. Ильина, Б. Житкова, Новикова-Прибоя, Е. Данько, Л. Кассиля и др., художников — Лебедева, Чарушина, Тырсы, руководителей и редакторов Детиздата, которые приняли участие в первом Совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, состоявшемся в январе 1936 года. Хотя, как сказал Паустовский:
Я чувствую себя в этой области литературы контрабандистом. Я перестану быть им только тогда, когда работники Наркомпроса поймут, что существует и вневозрастная литература.
Ведь к тому времени он не написал ничего специально "детского". Ключевым произведение в творчестве Паустовского считается "Кара-Бугаз", после него он стал зарабатывать на жизнь писательским трудом.
До этого он перепробовал множество профессий, начиная с кондуктора трамвая и заканчивая журналистом. Хотя писать он начал еще будучи гимназистом. Но по оценкам критиков 30-х годов прошлого века, все, опубликованное до повести "Кара-Бугаз" (1931 год), было периодом поиска себя, подражанием и стилизацией.
Бродяги, уличные скрипачи, роковые женщины то неземные, как ангелы, то обольстительные, как демоны, — вот герои первых произведений Паустовского. Они книжны, как книжен большей частью и пейзаж.
Гехт С. (Детская литература, 1940 год, №7)
При этом оценки особенностей творчества Паустовского, не связанных с литературной политикой тех времен, удивительно актуальны и могут применяться для характеристики работы позднего Паустовского.
Но там, где Паустовский верен себе, своей редкой способности жадно впитывать явления жизни, он положительно увлекателен. Эта редкая способность позволяет автору обходиться без того, что является, казалось бы, совершенно необходимым в занимательной детской книге, — без «сюжета».
А. Дерман, Черное море (Детская литература, 1936 год, №8)
Или еще:
К. Паустовский принадлежит к той редкой породе литераторов, для кого география полна поэзии и философии. Где бы он ни очутился, он внимательно и вдохновенно вглядывается в следы, оставшиеся от людей, прошедших когда-то по этой земле. <...> Справедливо говорят, что Паустовский — отличный пейзажист. Но в пейзаже любит он тоже необычайное. По-всякому можно увидеть природу, можно увидеть ее и серой, и яркой, а так как Паустовский любит краски, природа в его рассказах всегда яркая, всегда неожиданная, он и ее видит необычайной, на заре ли или в дождь, в дни ее расцвета или увядания.
Гехт С. (Детская литература, 1940 год, №7)
Более 20 лет жизни и творчества писателя связано с селом Солотча под Рязанью в Мещерском крае.
Многие известные рассказы написаны там и целая книга "Мещерская сторона" (1939 год) посвящена этому краю, людям и событиям, с ним связанным.
По данным официального сайта Нобелевской премии, Паустовский дважды был в числе номинантов на премию по литературе - в 1965 и 1966 годах. По информации ТАСС, Паустовский номинировался и в 1968 году, но в связи со смертью писателя был исключен из списков.
В заключение несколько цитат Паустовского, которые показались мне интересными.
Писатель не должен печатать — он обязан писать. Пером... Лучше всего гусиным! Но так как гусиных перьев, увы, уже нет, то хотя бы пером металлическим. Возникает естественное «сопротивление материала». Как бы сказать, бумажный «сопромат»: фразы медленнее рождаются, а голова их лучше обдумывает.
Воспоминания А. Алексина (Детская литература, 1999 год, №4)
В подтверждение тезиса "Пушкин - наше всё" цитата из речи Паустовского на Совещании по детской литературе в 1936 году:
Мне приходится много ездить и работать над многими темами. Но всегда случается так, что, какую бы тему я ни брал, хотя бы очень современную и как будто никакими корнями не уходящую в прошлое, всякий раз я наталкиваюсь на одно имя — имя Пушкина. Это говорит о том, что Пушкин был выше своего времени по богатству знаний, эрудиции и просвещенности. Его слова о том, что необходимо «в просвещении стать с веком наравне», — закон для каждого из нас.
Я и Рувим гордимся тем, что принадлежим к великому и беззаботному племени рыболовов. Кроме рыбной ловли, мы еще пишем книги.
Все печатные произведения Паустовского находятся под охраной авторских прав, но мы можем порадовать себя просмотром диафильмов по его рассказам.
Заячьи лапы / К. Паустовский; сценарий Э. Никульцевой.- Москва : Диафильм, 1960.- 1 дф. (42 кд.)
Последний черт / К. Паустовский; рисунки Г. Епишина.- Москва : Диафильм, 1961.- 1 дф. (46 кд.)
Растрепанный воробей / Паустовский К.; Худож. Былинская Р.- Москва : Диафильм, 1967.- 1 дф. (50 кд.)
Правая рука / К. Паустовский; сцен. К. Тихомировой.- Москва : Диафильм, 1967.- 1 дф. (39 кд.)
Летние дни / Паустовский К.; худож. Столяров Р.- Москва : Диафильм, Б. г.- 1 дф. (44 кд.)
Теплый хлеб / Паустовский К.; Худож. Мешков Е.- Москва : Диафильм, 1971.- 1 дф. (46 кд.)
Дремучий медведь / К. Паустовский; сцен. Л. Забицкого.- Москва : Диафильм, 1978.- 1 дф. (44 кд.)
Барсучий нос / Паустовский К.; Худож. Кузнецов Л.- Москва : Диафильм, 1982.- 1 дф. (31 кд.)
А еще можно посмотреть документальный диафильм о Мещёре.
Мещерская сторона. К. Паустовский / автор Д. Л. Устюжанин; фотографии В. С. Молчанова.- Москва : Диафильм, 1972.- 1 дф. (34 кд.)