Найти тему

До революции . Авиация Российской империи (3 часть.)

Оглавление
Здравствуйте , сегодня мы продолжим рассказ о авиации Российской империи и её деятелях

История продолжается :

После создания Гаккеля история авиации Российской империи не закончилась , в 1911 году в России были проведёны опыты о эффективности установки пулемётов и проведения фотосъёмки местности на аэропланах , а также дирижаблях , правда уже в феврале 1912 года . И наконец 12 августа 1912 воздухоплавание стало отдельным видом войск , а до этого оно считалось частью инженерных войск . Долгое время Россия не имела современных моторов , а самолёты собирали лишь в нескольких мастерских . Но было сделано несколько серьёзных достижений :

  • В 1912-1913 Д. П. Григорович разработал летающие лодки М-1( позже 2,3,4,5) .
  • В 1913 И. И. Сикорский разработал многомоторный биплан "Русский витязь" и первый пассажирский самолёт "Илья Муромец", а ведь в то время было написано немало книг о невозможности постройки многомоторных и тяжёлых аэропланов .
Самолёт " Русский витязь"  (источник: Яндекс картинки) .
Самолёт " Русский витязь" (источник: Яндекс картинки) .

Авиапарк на момент начала Первой мировой состоял в основном из устаревших и изношенных машин , но зато он был самым большим (263 аэроплана) и единственный имел дальнюю бомбардировочную авиацию (переоборудованный "Илья Муромец") , правда её нельзя было использовать из-за Гаагской конвенции как и пулемёты , поэтому в начале войны война в воздухе велась только с помощью личного оружия (пистолетов) . Также была остра проблема нехватки квалифицированных лётчиков их было всего 129 . Больше всего в армии было французских Ньюпоров и Фарманов их закупали и производили в России доверяя им , а не самолётам отечественной разработки . В боях участвовали не только Ньюпоры и Фарманы было множество других самолётов и иностранных и отечественных , но если перечислять их все уйдёт очень много времени поэтому расскажем только о самых важных отечественных разработках и деятелях .

М-1 (2,3,4,5) .

Как говорилось ранее в 1912-1913 годах Григорович разработал летающую лодку М-1 , а поводом её создания стал необычный случай : Д . Н. Александров разбил французскую летающую лодку "Donnet-Leveque"

"Donnet-Leveque" ВМС Швеции (источник: Яндекс картинки) .
"Donnet-Leveque" ВМС Швеции (источник: Яндекс картинки) .

морской авиации Балтийского флота и чтобы избежать взыскания решил попросить завод Лебедева и Русско-Балтийский вагонный завод починить её , но там согласились починить её за огромные деньги , а вот на заводе Щетина согласились почти бесплатно . Изучили француза вдоль и поперёк , а Александров благополучно отдал её обратно . Григорович существенно доработал лодку и построил свою М-1 ну или Щ-1 .

М-1 с двумя авиабомбами  (источник: Яндекс картинки) .
М-1 с двумя авиабомбами (источник: Яндекс картинки) .

Лодка совершенствовалась и получилась замечательная М-5 . Которую выпустили в количестве около 300 штук , а служила она с весны 1915 до 1923 года . Почему же этот проект так важен ? Всё потому что в то время были лишь начальные сведения о аэродинамике , а тут нужно придать и плавучести и мореходности . Кстати надо отметить что лодку использовали как образец в Америке открыли собственное производство гидросамолётов .

М-5 ведёт воздушный бой (источник: Яндекс картинки) .
М-5 ведёт воздушный бой (источник: Яндекс картинки) .

Сикорский : С-16 и "Илья Муромец."

"Илья Муромец" стал продолжением опытного "Русского витязя" из-за того что был первым многомоторным серийным самолётом поставил рекорды по грузоподъемности , времени и высоты полёта . Производство шло с 1913 по 1917 года и было построено 76 самолётов . Использовался до войны в качестве пассажирского самолёта , даже обладал отоплением , ванной , туалетом , комфортабельным салоном и некоторое время летал по рейсам уже в СССР .

Внутреннее пространство пассажирской версии "Ильи Муромца" (источник: Яндекс картинки) .
Внутреннее пространство пассажирской версии "Ильи Муромца" (источник: Яндекс картинки) .

Сбить "Илью Муромца" было не простым заданием ведь они обладали большим экипажем , мощным оборонительным вооружением и всегда летали с истребительным прикрытием .

"Илья Муромец"  заходит на посадку (источник: Яндекс картинки) .
"Илья Муромец" заходит на посадку (источник: Яндекс картинки) .

Вражескими истребителями был сбит был лишь один бомбардировщик , а огнём зенитных батарей было сбито 2 , но один всё равно долетел до аэродрома

"Илья Муромец" на боевом вылете (источник: Яндекс картинки) .
"Илья Муромец" на боевом вылете (источник: Яндекс картинки) .

хотя ремонту не подлежал . При всём этом огнём оборонительного вооружения было сбито 12 истребителей , а проведено "Муромцами" 400 вылетов . А вот из-за плохой подготовки лётного состава (и по техническим проблемам) было потеряно около двадцати самолётов . Теперь перейдём к ещё одному гениальному самолёту Сикорского - С-16 . Первый С-16 был построен 22 января 1915 года .Изначально самолёт проектировался как учебный для подготовки лётчиков "Ильи Муромца" , поэтому вместо рукояти управления был установлен характерный для "Муромца" Штурвал .

С-16 (источник: Яндекс картинки) .
С-16 (источник: Яндекс картинки) .

А вот дальше было решено делать истребитель для прикрытия этих самых бомбардировщиков . Это был первый русский истребитель... В 1915 году Г. И. Лаврилов разработал свой синхронизатор для стрельбы через винт и его тут же поставили на С-16 , также у наблюдателя тоже был один пулемёт , правда уже ручной . Самолёт сравнялся по характеристикам с зарубежными аналогами . В марте 1916 года первые шесть истребителей попали на фронт и быстро показали на что способны .

С-16 с лыжным шасси (источник: Яндекс картинки) .
С-16 с лыжным шасси (источник: Яндекс картинки) .

Из-за серьёзной нехватки частей и особенно моторов партия из 15 самолётов была готова к началу Гражданской войны в России , но из-за её начала так и не попала на фронт . А шесть оставшихся попали в руки к австро-германским войскам , а вот задержавшаяся партия использовалась в авиашколах СССР до 1923 года .

С-16 после аварийной посадки (источник: Яндекс картинки) .
С-16 после аварийной посадки (источник: Яндекс картинки) .

Пётр Николаевич Нестеров .

Нестеров ещё один деятель на ровне с Григоровичем и Сикорским . Только прославился он не из-за своих самолётов хотя он и разрабатывал самолёт с отсутствующим вертикальным стабилизатором , а на свой самолёт поставил выдвижную пилу для вскрытия оболочки аэростатов и груз на тросе для обматывания винтов вражеских аэропланов . По настоящему он прославился как пилот он выполнил первую мёртвую петлю ведь как он говорил : "В воздухе везде есть опора."

Пётр Николаевич Нестеров (источник: Яндекс картинки) .
Пётр Николаевич Нестеров (источник: Яндекс картинки) .

Также он считал что можно совершить воздушный таран при этом не повредить свой самолёт , если шасси ударить по плоскости крыла. Один раз к его аэродром подлетел вражеский "Альбатрос" и хотел сбросить бомбы . Как говорят очевидцы: "Нестеров прыгнул в самолёт не полностью одетый и даже не пристегнулся к креслу." Нестеров попытался протаранить вражеский самолёт по плоскости крыла , но не попал и оба самолёта рухнули на землю , никто из участников не выжил . Так был совершён первый воздушный таран 8 сентября 1914 года , скоро оказалось что Нестеров был прав А. А. Казаков совершил второй воздушный таран в марте 1915 года , и выжил следуя инструкции Нестерова .

Крах .

Скоро вся авиационная промышленность была разрушена, светлые головы авиастроения были убиты или эмигрировали эмигрировали , в России началась гражданская война , новорождённому государству предстояло создавать авиацию практически с нуля ...

Рубрика угадай самолёт :

Пишите ответы что это за машина в комментарии , ответ в следующей статье , а в прошлый раз был загадан Convair XFY-1 , на этом всё встретимся в следующей статье !