Начиная с царя Алексея Михайловича и его Уложения свода законов в 1649 году, наказания за преступления стали более жесткими. Это Уложение стало видеть в каждом члене общества действительного или предполагаемого преступника, которому нужно угрожать жестокими карами, чтобы удержать его от правонарушений. С 1649 года и общество и власть стали подозревать друг друга во всяких нехороших замыслах.
В царствование Алексея Михайловича общество уже было так запугано, что люди, видя пьяного или больного человека, валяющегося на улице в жестокий мороз, боялись подать ему помощь, чтобы тот не умер у них на руках, ибо тогда они подвергнуться расследованию, которое может довести их самих до плачевных результатов.
Все общество было опутано шпионской сетью: власть знала обо всем, что делалось во всех углах государства, о чем говорили на пирах, собраниях, похоронах, свадьбах... При Алексее Михайловиче был учрежден Приказ Тайных Дел со специальными застенками и пытками, который просуществовал около 150 лет.
Смертной казнью в своде законов Алексея Михайловича подвергались правонарушения, которых насчитывалось в пределах от 36 до 60 статей Уложения. О точном количестве деяний, за которые полагалась смертная казнь, мнения историков расходятся. Вот лишь некоторые виды преступлений, за которые присуждали к смертной казни, согласно Уложению 1649 года:
1. Одна из главных статей - преступление против веры: богохульство, содеянное русским или иностранцем, безразлично какой веры. Данное преступление сводилось к поношению господа Бога и Иисуса Христа, Богородицы, честного Креста и хула на святых угодников. За это преступление полагалось сожжение без всяких размышлений и сожалений.
Смертной казни подвергали за бесчинство в церкви во время божественной Литургии: а также, если кто в церкви начнет кого-либо бить до смерти. Смертная казнь была положена и за неумышленное убийство в храме.
Сюда же надо добавить, что если иноверец будет русского человека обманом или принуждением завлекать в свою веру, то этого иноверца, особливо басурманина, надлежит сжечь без всякого сожаления. К религиозным преступлениям приравнивалось и церковное воровство. Сожжение врагов веры применялось и в прежнее время, но смертная казнь не была тогда правилом в борьбе с ними.
2. Вторым по значению правонарушением считалось преступление против государства и верховной власти Государя. Смертной казни подлежал каждый, кто что-либо умыслил нехорошее против здоровья Государя. Здесь учитывались три стадии: сам замысел, покушение и совершение.
Отметим, что преступлением считались уже сами мысли и намерения человека и за это не совершенное деяние, а только умысел, следовало казнить. Поэтому было достаточно только малейшего подозрения, чтобы приговорить к смерти. В те времена все без исключения верили, что путем наговора, сглаза, через обращение к темным силам, зелью и колдовству можно нанести человеку непоправимое зло. Несокрушимо верили в это и сами Государи и шли на все, чтобы избежать этих напастей.
Смертная казнь ждала того, кто хотел завладеть государством путем военного переворота, призыва чужеземных недругов Государя. События Смутного времени, самозванцы и бунты заставили новую династию Романовых думать об укреплении своей власти. Подлежал смертной казни и тот, кто врагу изменой сдаст город, а также бежавшие в иные государства.
Смертной казни подвергались жены и дети изменников, если они про ту измену знали, но не донесли. Казни подвергались также: отец изменника, мать, братья и другие лица из его рода, имущество их конфисковывалось. У жены и детей изменника, если они действительно ничего не ведали, имущество конфисковывалось, их не казнили, и Государь мог оставить им на жизнь, что сочтет нужным. У детей имущество не отнималось в том случае, если они жили отдельно от изменника. Смертной казни подвергался любой, кто зная о злом умысле против Государя, не донес куда следует.
Государственный преступник карался очень сурово. Так изменника, догнав на дороге, можно было сразу убить или доставить Государю, за что в награду давалось часть имущества изменника, но большую долю забирал себе Государь.
Смертная казнь полагалась за восстания и бунты. Тягчайшим преступлением считались измены ратных людей, которые переходили в неприятельские полки, выдавали государственные и воинские тайны. Такого изменника вешали перед воинским строем, конфисковывали все имущество в пользу Государя.
К государственным преступлениям примыкают оскорбления Величества: поносные, бесчинные и бранные слова в адрес главы государства. Нельзя было поносить царское величие под страхом смерти. Также в присутствии царя нельзя было обнажить какое-либо оружие против сановников, а тем более ранить или убить кого-либо из них.
3. Следующим по значению правонарушением, за которым следовала смертная казнь, были преступления против порядка управления: подлоги правительственных актов и бумаг, подделки подписей и печатей. Данный вид преступлений был весьма распространен, например подделка проезжих грамот в другие государства.
В то время недовольных тамошними внутренними порядками в Московском государстве было очень много и желавших покинуть пределы отчизны было предостаточно. Поэтому подделка проездных документов была известным видом преступления. Власти запрещали выезжать за рубеж с любыми целями: просто ради интереса, торговля, учеба; на все нужно было разрешение Государя в Москве, или в городах от воевод.
Если вдруг, кто-то умудрялся побывать за границей без разрешительных бумаг, скажем, по торговым делам или с другими целями, но без признаков измены, то такого правонарушителя били кнутом нещадно. Единственно, кто мог безнаказанно пересекать границу - это приграничные жители, которые жили смежно с литовскими и немецкими людьми.
4. В Уложении была такая статья, которая называлась: преступления против общественного благоустройства и благочиния. Сюда относилась прежде всего торговля, хранение и курение табака. Уложение Алексея Михайловича запрещало курить. Правда, изыскивая средства пополнить казну правительство решило создать еще в 1634 году казенную монополию на продажу богоненавистного и богомерзкого зелья, но затем закон был отменен в 1648 году. В царствование Петра I этот закон уже не действовал. Самодержец чуть ли не силой приучал к курению.
В эту же статью включались преступления ратных людей против населения. Наказание полагалось за бесчинства в селах и деревнях при переездах ратных людей с одного места на другое, которые при этом порой воровали, грабили, убивали и учиняли всякие безобразия. Деяния эти были не редки, когда по царскому указу дворяне со своими людьми отправлялись на указанный сборный пункт для дальнейшего военного похода.
5. Смертная казнь полагалась за различного рода причинение смерти: умышленное убийство, отравление, за убийство сыном или дочерью отца или матери. Наоборот, если отец или мать убьет сына и дочь, то их полагалось посадить в тюрьму на один год, а отсидев свой срок, приходить к церкви и объявлять у ее стен перед всеми людьми громогласно о своем грехе. Страшная казнь ожидала мужеубийц, которых по голову окапывали в землю.
Казнили и за убийство незаконных детей, которые в этом случае оказывались в более привилегированном положении в сравнении законными, которых убивать было тоже нельзя, но наказание не каралось смертью. Власти так поступали не из гуманных соображений, а из-за желания обуздать разврат и блуд, и если незаконная жена погубит свое дитя, то казнить ее без сожаления.
6. Смертное наказание полагалось за разбой, которое как преступление составляло ужасное зло уже с Древней Руси. Малочисленность населения, огромные лесные массивы были основой для успешного разбоя. Долгое время разбойный промысел был безнаказанным, особенно для разбойников с достатком: правда покупалась в судах и преступник уходил от наказания.
Простой народ часто видел в разбойниках образец для подражания, с завистью смотрел на их вольную жизнь с широким и удалым разгулом. Они сравнивали их жизнь со своим монотонным, угрюмым и беспросветным существованием, переполненным лишений и страданий и стремились хоть на мгновенье испытать на себе немного счастья вольготной жизни. Преступные элементы набирали такую силу и показывали такую наглость, что уже по Москве разбойники свободно ходили по улицам, не таясь, с оружием и совершали разбои.
7. Смертная казнь за воровство полагалось с третьей кражи. За первую кражу били кнутом, отрезали ухо и сажали в тюрьму на два года. Из тюрьмы таких преступников посылали на работы в кандалах, а затем ссылали в окраинные города.
К ворам относили еще одну особенную категорию преступников - тунеядцев, которые поддерживали свою праздную жизнь посредством мелкого воровства, игры в карты и кости (зернь), срыванием шапок у прохожих и т.д.
8. Еще одним объектом преступления, за которое присуждалась смертная казнь, была женщина. Кара полагалась: за наезд на женщину ездоком на лошади, особенно на беременную; нападение на дом с целью совершить насилие над хозяйкой или похищение ее.
9. Не избегали смертной казни клеветники и шептуны, особенно преследовалась клевета в измене. Положив начало доносительству в политической неблагонадежности, Алексей Михайлович также понимал, что получил обоюдоострый меч, и ложные доносы могут опорочить невинных людей. По этой причине и была введена в Уложение статья о клеветниках.
Таков наиболее заметный перечень преступлений в своде законов Уложения 1649 года, за которые полагалась смертная казнь. Нужно отметить, что и в европейских странах также были соответствующие законы о смертной казни, даже за менее значимые преступления. До великой революции во Франции насчитывалось до 115 статей применения смертной казни, в Англии во второй половине 18 века из было 160. В России же только около 60 в Уложении царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим.
Сверх статей Уложения в следующих годах были дополнены статьи за преступления со смертной казнью. Вот некоторые из них: бегство дворян с военной службы (повешение); укрывательство беглых солдат и драгун; взятки и неправосудие судей; воровство и корысть чиновников; бегство холопов от господ; умышленное и неосторожное умерщвление лекарями своих пациентов; ложная присяга и ложные показания. К концу 18 столетия всех преступлений, караемых лишением жизни, было в России около 95.
Нужно также отметить, что указания на смертную казнь в статьях Уложения все-таки воспринимались не только, как суровая угроза и наказание, которое обязательно должно постигнуть виновного. Верховная власть даже поощряла судей смотреть на санкции, как нечто изменяемое и гибкое, в случае интересов государства.
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.