Об авторе «Джоконды» говорили как о художнике, производящем вскрытия и исследующем запретные тайны разложения. Увлечение анатомией считалось святотатством и ставило его вне законов церкви.
Леонардо (1452-1519) руководили исследовательский интерес и желание передать свои знания людям. Анатомию он приравнивал к точной математической науке и старался разобраться, зачем природа создала те или иные формы тела.
Так, изучая череп, он пытался определить локализацию умственных способностей человека и разгадать загадку его нервной системы.
Хотя Леонардо не уставал повторять о преимуществе опыта перед книжным знанием, исследования его основывались как раз на традиционных знаниях.
Некоторые представления он унаследовал от древней медицины. Вот каких взглядов придерживался художник:
- Есть четыре жидкости: кровь, слизь, белая желчь и черная желчь, соответствующие стихиям, и четыре темперамента.
- «Баланс» в здоровом теле гарантируется равновесием этих жидкостей.
- Динамика живого тела осуществляется благодаря жидкостям. Они же которые определяют «дух», наделяющий тело жизнью.
- Кровь течет в сосуды и вытекает из них, тогда как мозг, расположенный в полости нервов, пульсирует, принимая и отправляя информацию.
- Долгое время он придерживался учения о двухкамерном строении сердца.
Сегодня такие воззрения кажутся странными, но следует помнить, что в те времена знания о физиологии были ограничены, а вскрытие трупа было опасным мероприятием. Средства защиты отсутствовали, поэтому риск заражения был высоким. К тому же, устройство и функции тела мог понять далеко не каждый: нужно было знать, как резать и как разобраться в липких, распадающихся тканях.
Исследования гения вылились в ряд анатомических иллюстраций. В 1510 году Леонардо писал, что надеется «закончить всю анатомию». К этому же времени относится серия наиболее точных его рисунков костей, мышц и сухожилий.
Он не привнес радикальных изменений в существовавшую до него физиологию, но создал цельную картину динамки живого тела в трех измерениях.
Нельзя отрицать роль, которую Леонардо сыграл в развитии науки, и считать все его догадки ошибочными. Так, поскольку он был увлечен изучением движения крови, работы клапана сердца и шейки аорты, он посчитал, что достиг истинного знания в этом вопросе и может создать стеклянную модель с искусственными мембранами. Несколько веков спустя предположение, в котором да Винчи был так уверен, было подтверждено исследованиями. Это позволяет говорить о том, что у Леонардо была вся необходимая информация для того, чтобы разработать искусственный клапан сердца.
Все виды анатомической иллюстрации, использовавшиеся в учебниках анатомии вплоть до девятнадцатого века, появились впервые в трудах Леонардо.
Искусство и наука существовали для великого гения Леонардо безраздельно, и он смог оставить ярчайший след в обеих сферах.
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.
Возможно, вам будет интересно:
Пандемия в XX веке. «Испанка» в искусстве
Главная эпидемия XIX века. Холера в искусстве
Где изучать искусство во время карантина? 7 вариантов
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena-art.ru.