Порой нам трудно примириться с фактом, что существует так много различных религий, и утешаться тем, что по существу они едины — подобно разным тропинкам, ведущим на одну и ту же гору, или панораме множества долин, открывающейся с одной и той же горной вершины. Многие считают, что у основателей всех религий было одно и то же переживание реальности. Слова, описывающие переживание, не равноценны ему. Они всего лишь приближения, попытки человека передать словами то, что в силу самой своей природы невыразимо и непостижимо. Таким образом, многие полагают, что основатели различных религий выбирали для описания мистических переживаний (по сути своей одинаковых) слова в соответствии с культурами, в которых они жили. Однако последующие поколения больше сосредоточились на словах, чем на переживании, и это породило философские различия в религиях. По мнению одних людей, христианская Троица соответствует трем телам Будды (кая). Другие говорят, что Бог-творец и есть карма или что Бог равноценен Дхарме — истинному пути и подлинному прекращению страданий.
Возможно, эти теории и верны, но мы, обычные существа, не способны решить, так это или нет. С точки зрения философии подход совершенно разный. К примеру, христианство говорит о вечной душе, в то время как буддизм утверждает, что постоянного, особенного, независимого «я», или души, не существует. Дает ли практика в соответствии с философией одной системы то же самое мистическое переживание, что и практика в другой системе? На этот вопрос сможет ответить на основании опыта только тот, кто исследовал до конца обе системы, непосредственно реализовав оба пути. Лишь тогда можно с уверенностью утверждать, что две религии возникли из единого опыта реальности и указывают на одинаковое переживание. Для тех из нас, кто непосредственно не реализовал свою собственную религию, не говоря уже о других, было бы самонадеянным утверждать, что они ведут к одной и той же или различным целям. Придется ограничиться выводом: «Может быть, все религии указывают на одну и ту же мистическую реальность, но я этого не знаю». Самое главное — практиковать в соответствии со своей верой и наполнять сердце и сознание состраданием и мудростью.
К счастью, для гармонии веры и межрелигиозного диалога незачем концептуально подтасовывать различные религии с целью их унифицировать. Мы охотно принимаем философские различия. Выслушивая мнения, отличные от наших собственных, мы укрепляем свою способность к исследованию; это дает нам возможность глубже понять философию, которую мы изучаем. Это побуждает нас искать истину, а не топтаться на месте, механически повторяя слова религиозных текстов, не понимая и не чувствуя их глубинного смысла.
— Тубтен Чодрон
Глава из книги «Духовное родство (диалог религий)»: https://narthang.ru/product/duhovnoe-rodstvo-dialog-religiy-elektronnaya-kniga