Эта статья подскажет инвесторам как правильно искать недооцененные акции с перспективой их роста. Рассмотрим показатели базовых мультипликаторов, расскажем какие значений этих коэффициентов у компаний, которые стоит купить.
1. Ключевые факторы при выборе акций
На фондовом рынке представлены сотни компаний. А если говорить, про американский рынок, то тысячи. Выбор акций огромный. Как выбрать среди этого множества самые лучшие компании, найти недооцененные акции?
На эту тему написано множество литературы. У каждого профессионального инвестора свой подход. В целом подходы из прошлого работают, но обратить внимание на столько нюансов, сколько описано в книгах просто невозможно. Например, как рядовому инвестору пообщаться с менеджментом какой-то корпорации? Да и где взять время на это время?
При инвестировании надо помнить, что это инвестор вкладывает не просто в котировки акций, а в кусочек бизнеса, который может принести доход при правильном отборе. Обо всех преимуществах быть акционером можете прочитать в статьях:
- Вложения в ценные бумаги на доступном языке
- Инвестиции в акции — в чем преимущества
Покупать всё компании подряд также является одним из способов вложений, но доходность будет среднерыночной (как фондовый индекс). Но с другой стороны будет очень широкая диверсификация портфеля (в нём будут, как компании испытывающие проблемы, так и супер растущие).
Ориентироваться на технический анализ, искать закономерности, графические фигуры и свечные паттерны на графиках не стоит. Искать закономерности в истории можно сколько угодно, но это не дает гарантий, что в будущем история повториться. Из технического анализа можно выделить следующие два момента:
- Объём торгов. Если цена росла на большом объёме, то это бычий признак.
- Цена выше/ниже 200 скользящей средней. Выше, значит тренд на рынке растущий, ниже падающий.
А также стоит помнить, что если акция сильно растёт в цене, то на это есть причины. Кто-то из инвесторов активно скупает. Актив может вырасти значительно еще, если на то есть базовые финансовые показатели.
Фундаментальные показатели условно можно разделить на следующие:
- Хорошие показатели мультипликаторов. Эти показатели отражают финансовые результаты компании (прибыль, выручка, долги, капитал) и ее цену
- Стабильный рост прибыли
- Снижение долгов
- Менеджмент компании
- Дальнейшие возможности для расширения
2. Основные ориентиры инвестора при выборе компаний
Покупая часть бизнеса надо понимать примерно, что ожидать. Иначе вряд ли удастся решить свои цели и задачи (а они могут быть принципиально разные). Например, кто-то хочет уже сейчас получать прибыль от своих инвестиций. Тогда ему лучше выбирать дивидендные акции. Кто-то хочет максимально заработать, то лучше ориентироваться на акции роста.
2.1. Инвестиции в акции под конкретную идею
Приобретение акций, у которых в будущем должно случиться какое-то положительное событие — прекрасная идея. Но как найти такую компанию? Это большое искусство и чутье, которое появляется лишь со временем.
На нашем рынке зачастую можно найти следующие идеи: объёдинение и слияние компаний, приватизация.
2.2. Дивидендные акции прекрасные кандидаты
Те компании, что выплачивают солидные дивиденды из года в год всегда будут интересны инвесторам. В большинстве случаев, это является отличным вариантов для вложения.
Однако стоит прочесть дивидендную политику компании и изучить историю выплаты. Например, если это были разовые большие выплаты, то естественно в следующем году большой выплаты не будет. Также стоит изучить и вопрос с расширением бизнеса. Если это телекоммуникации или коммунальные услуги, то им расти особо некуда. Они стабильно платят дивиденды, но большого ожидать от них не стоит. Возможно, они будут расти, но крайне медленно.
2.3. Растущие компании
Существует альтернативных класс для инвестиций - акции растущих компаний. Они не платят дивиденды, но их цена стремительно растёт за счет стремительного роста бизнеса.
Какой класс акций выбрать? Дивиденды или растущие акции? в зависимости от ведение бизнеса он будет разный. Например, нефтяные, коммунальные, телекоммуникация, металлургия будут относиться к дивидендным акциям, поскольку уже не могут так быстро расти.
Новые IT-компании же наоборот стремительно набирают популярность, осваивают новый рынок. У них нет возможности платить дивидендов, поскольку все деньги уходят в инвестиции и дальнейшее развитие. Также такие компании обычно имеют кредиты.
3. Идеальные значения мультипликаторов
Если Вы уже знакомы с базовыми мультипликаторами (что они значат), то для них сразу приведем таблицу с идеальными параметрами. А далее будет дано описание, что какой мультипликатор означает.
МультипликаторЗначениеP/Eниже <5P/Sниже <2EV/EBITDAниже <5Долг/EBITDAниже <3P/BVниже <1,5P/CFот 3 до 15ROEот 12
Найти компании с такими параметрами не так уж и лёгко. Зачастую один из параметров выбивается из разряда "идеальных".
Также обратите внимание, что сравнивать бизнесы можно только из одного сектора. Это связано с различными спецификами в каждом секторе.
Компания, которая имеет идеальные значения мультипликаторов является лишь претендентом на покупку. Стоит изучить динамику её прибылей, почитать другие аналитические обзоры и новости. Возможно, что акции компании так дешевы не просто так. Помните, что если Вы смогли провести такой анализ, то другие крупные игроки сделали это уже давно.
4. Описание мультипликаторов
4.1. Коэффициент P/E
Коэффициент P/E ("Price/Earnings" — "Цена/Прибыль") считается самым классическим мультипликатором (его еще называют коэффициентом Шиллера). В данном случае P — это price (цена), а E — earnings (прибыль). Итого получается Цена/Прибыль. Есть две формулы P/E:
P/E = Price/EPS = Цена акции/Прибыль на акцию
или
P/E = Market Cap/Earnings = Общая капитализация/Прибыль компании
Этот показатель отображает за сколько лет компания себя окупит при сохранении уровня текущий прибыли.
Однако про эффективность ведения бизнеса P/E ничего не сообщает. Компания может стоит дешёво и при этом годам не расти, в то время как другая акция имея высокий P/E будет расти.
Выделяют еще обратный показатель E/P, который показывает годовую доходность.
4.2. Коэффициент P/S
Коэффициент P/S (Price to Sales Ratio) показывает отношение капитализации к выручке. В отличии от P/E нормой считается небольшие значения. В идеале до 1.
P/S = (Цена акции) / (Продажи на одну акцию)
Этот мультипликатор хорош для сравнения компаний занимающихся розничной торговлей. Важным плюсом является то, что он всегда положительный.
4.3. Коэффициент P/BV
Коэффициент P/BV ("P/B ratio, Price-to-book ratio, Price/Balance Value" — "Цена / балансовая стоимость") является отношением капитализации компании к цене активов. По сути это показатель сколько получит акционер в случае банкротства бизнеса в текущий момент.
P/BV = [Рыночная стоимость компании] / [Балансовая стоимость активов компании]
Если его значение больше 1, то компания переоценена, поскольку акционер получит меньше, чем все акции.
Идеально подойдет для сравнения банковского бизнеса.
Иногда пишут более сокращенно P/B.
4.4. Коэффициенты EV/EBITDA и Долг/EBITDA
Показатель EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) отображает чистую прибыль компании до уплаты налогов, долгов, амортизации. Формула:
EBITDA = Чистая прибыль + Расходы по налогу на прибыль — Налоговые вычеты +
Внереализационные доходы и расходы + Выплаты по процентам + Амортизация – Переоценка активов
Показатель EV (Enterprise Value) отображает справедливую стоимость компании. Формула следующая:
EV = капитализация компании + долги – доступные средства
В отличии от простой капитализации в учет идут еще и долговая нагрузка. Ведь при покупке актива акционер приобретает еще и долги.
Имеет смысл использовать следующие коэффициенты:
- EV/EBITDA. Показывает сколько стоит компания с учетом её денежных средств и долгов. Чем меньше, тем лучше.
- Долг/EBITDA. За сколько лет бизнес выплатит долги за счет своей прибыли. Чем меньше, тем лучше
EV/EBITDA и Долг/EBITDA строят на графике. По оси Х один мультипликатор, по оси У другой. Самые лучшие и недооцененные компании находятся внизу слева.
Сравнивать компании хорошо из одного сектора.
4.5. Рентабельность ROE
ROE ("Return on Equity") – рентабельность собственного капитала. Рассчитывается в процентах. Формула:
Рентабельность капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%
Return on Equity = Net Income / Shareholder’s Equity
Чем выше показатель, тем эффективнее используется деньги, тем эффективнее работает бизнес.
4.6. Коэффициент P/CF
P/CF (Price/Cash Flow) – отношение капитализации к свободному денежному потоку.
Cash flow представляет из себя денежный поток, который остается у компании после всех расходов. С одной стороны этот показатель не должен быть слишком большой, но с другой и слишком маленьким. Ведь в этом случае слишком много денег остается не израсходованными.
6. Советы
- Покупая акцию Вы покупаете кусочек бизнеса, поэтому стоит разбираться в том, что держите в своём инвестиционном портфеле.
- Динамика роста компании (прибыль, долгов и прочее) очень важна. Если наблюдается стабильный рост, значит компания работает в правильном направлении.
- Аналитики каждый день будут предлагать новые инвестиционные идеи. Научитесь их фильтровать.
- Если темпы роста бизнеса снизились, то это повод задуматься о фиксации прибыли.
- Общая экономическая картина в мире оказывает сильнейшее влияние на стоимость акций. Поэтому даже идеально отобранные компании могут падать, если глобально рынки в рецессии.