Мила из Тольятти, подписчица блога RU_Dolls, натолкнула меня на идею написать статью об именах, которые давались куклам СССР на фабриках-изготовителях.
Итак, в первые годы артельного и фабричного производства в СССР имена куклам не давались. Было краткое техническое описание, и артикул. Иногда кукла называлась по некому признаку - "Кукла девочка", "Кукла-барыня", "Мордовка", "Матрос", "Альпинистка"...
И длилось это довольно долго - с 30-х гг до примерно середины 50-х. На отдельных фабриках - ещё дольше.Что было до революции в России, сказать не берусь - я с антикварками вообще не знакома. Мне бы с СССР немного разобраться)))
Подтверждаю свою теорию каталогами:
Иллюстрированный прейскурант игрушек СССР, 1938 год
Железные игрушки в каталоге 1940 года
"Куклы и кукольные головки". Каталог 1954 года
Целлулоидные фигурки из каталога 1954 года. Утерянный раздел
Каталог "Игрушка пластмассовая", Тюмень 1965 год
Каталог фабрики 8 марта, 80-е гг
Почему так происходило? Почему в артелях и мелких производствах, где много работ делалось вручную, куклам не давали имена? У меня две версии. Во-первых, практическая. Чего ее называть, ребенок сам имя придумает.
Во-вторых, версия мистическая. Даешь кукле имя - и она вроде как уже совсем живой становится. А ведь в народно-кустарной практике, от которой артели не далеко ушли, куклам даже лиц не рисовали - чтобы не была слишком похожа на человека. Но это так, мои фантазии...
Примечательно, что Германия настоящий мировой игрушечный флагман, называть кукол человеческими именами начала чуть ли не с начала XX века. Точнее не скажу - я разлучена на карантине с моими справочниками... Но точно помню - в 30-ее гг были и Гансы, и Инге, и Бабетты.
В 50-е - 60- гг, с появлением в СССР талантливых скульпторов - Л. Сморгона, М. Мотовиловой, Л. Разумовского, М. Димзе, у кукол появляются первые человеческие имена.
Творцы с большой буквы "Т", как мне кажется, не хотели штамповать очередную "куклу "Мальчик", арт.100500".
Мастера вкладывали в создание игрушек себя, свое умение, талант, любовь, и, как не заезжено звучит, душу. А раз есть любимое детище, выстраданное, защищенное на заседаниях худсовета, почему бы не дать ему нормальное имя?
Так стали появляться игрушки с именами - простыми, расхожими, популярными. Кукол называли Нинами, Маринами, Наташами, Олями и Иринами, Зоями и Танями, Антошками и Володьками.
Из необычных имен, стоит, пожалуй, вспомнить Милану, Днепропетровская фабрика. Та же игрушка производилась в Москве под именем Настя, и на Сибигрушке (здесь ее делали со врожденным дефектом: тонкой резиной, из-за чего голова игрушки валилась на бок). Бытует мнение, что эту куклу производили по итальянским формам фирмы Себино. Может поэтому у Миланы неординарная внешность - и экзотичное для СССР имя.
Ряд фабрик в союзных республиках увековечил национальные имена. Например, Василинка и Ивась, Киевская фабрика "Победа".
Или Тахир и Зухра - это уже Ленигрушка. Прекрасные экземпляры, мечта-мечта.
Прибалтика дала советским девчонками кукол с именами, непривычными слуху. Но разве от этого они были менее любимы? Как обладатель Пеляне отвечаю - НЕТ!
Днепропетровская Наташа, самая большая кукла, производившаяся в СССР, 76 см.
Инопланетная, но очень красивая Зоя. И она может ходить.
Лика - яркая, запоминающаяся, как и ее имя.
Говорят, одних только Нин и Марин было выпущено под миллион... Если легенды куклособирателей в этом не лгут, значит чаще всего советские девчонки играли либо в Нин, либо в Марин...
Да, кстати, дорогая Мила из Тольятти. Вот такую Люду делала Горьковская фабрика.
Ну, вот, пожалуй и все, что я хотела рассказать о кукольных советских именах. Вы нашли себе тёзок? Разумеется, не все куклы с именами вошли в обзор. Но я знаю - вы можете дополнить и расширить мой рассказ своими примерами.
Пишите комментарии!