Найти в Дзене

Фильм «Приглашение на бал». О разрушенных мечтах Олега Соколова и Анастасии Ещенко

История, о которой все СМИ писали в ноябре прошлого года – об убийстве солидным питерским доцентом своей любовницы – произвела на меня тягостное впечатление. Потому что я сама была аспиранткой, проходила через защиты диссертаций, преподаю в вузе, то есть хорошо знаю эту среду. Конечно, было стыдно за великовозрастного «Отелло», возомнившего себя Бонапартом, и очень больно за юную красавицу, с которой так безжалостно расправились.

Писать на эту тему не хотела.

Но вчера посмотрела фильм «Приглашение на бал. Жертвы русского Наполеона». Фильм тронул до глубины души. Поняла, что не написать об этом уже не могу. Вот и пишу. Простите.

Хотелось бы стразу сказать, что историю эту вижу очень ясно. Начнем с того, что Соколов – просто не ученый. В преподаватели и «ученые» сей представитель рода человеческого попал случайно на волне перестройки и увлечения всем французским: начиная от языка и анекдотов наполеоновской поры и заканчивая гламурными вазочками в стиле рококо.

Соколов – это актер, нуждающийся в восхищении и славе. Для него университетская кафедра и ученое звание были лишь средствами в позиционировании себя. А еще помогали вести охоту на молоденьких студенточек. Сколько из них попадалось в его умело растравленные сети! Не пересчитать.

И сколько таких Соколовых нынче преподает в российских университетах! Добрая сотня наберется точно. К счастью, убивают своих возлюбленных лишь единицы, но души девочкам чернят. И сами скатываются к вратам ада.

Многое понять в душе Насти Ещенко мне помог ее дневник, который был показан в фильме. Настя описывает свою мечту: «Я – кандидат наук, мои научные статьи ценятся и цитируются, я много путешествую по миру». И надпись эта украшена какими-то милыми наклейками в виде сердечек и бантиков.

О Господи! Вот она ее мечта! Меня как ножом по сердцу резануло.

Настя, Настя, милая умная девочка из провинциальной школы. Ее мечты совершенно не соотносятся с реальностью. Сегодня 99% кандидатов наук – это люди, которые получают заработанную плату на 8-10 тысяч больше, чем МРОТ. Это люди, которые работают на двух-трех должностях или в двух-трех местах, чтобы просто выжить. Можно написать хоть тысячу научных статей – нужных, хороших, важных…. Специалисты прочитают, скажут, что это здорово, но все это утонет в бездне равнодушия и того коматозного состояния, в котором находится сегодня наша российская наука.

С 1991 года в нашей стране планомерно уничтожают науку и образование. Лучшие кадры либо ушли в мир иной, либо ушли из науки. Нас же делают «страной третьего мира». А зачем туземцам знания?

Сегодня лишь 1% преподавателей самых «крутых» вузов могут жить, как мечтала Настя. И путешествовать, и издавать книги, и быть известными. Но к числу избранных эту девочку бы точно не допустили. Желающих слишком много.

Спасибо, если защититься бы дали. Хотя даже с ученым званием … заниматься ей репетиторством до самой пенсии… И выживать из последних сил.

Девочка была наивна и верила в мечту. Она хотела счастья. И Соколов хотел своего счастья. Он искал такую юную, милую, умную, красивую, наивную.

«Пришел, увидел, победил». С его опытом это было нетрудно. Настя хотела выйти за него замуж, родить ребенка, ухаживать в старости. При этом она в своих детских мечтах не посмотрела на то, что Соколов ради нее бросил жену и двух маленьких дочерей.

Молодость эгоистична. Но старость эгоистичнее во сто крат. Соколов считал, что Настя принадлежит ему полностью. Она его Жозефина, он ее Наполеон, ее великий император.

Но одно дело мечтать, а другое жить с тираном с нарциссическими наклонностями. Девочка решила, что от Соколова можно уйти. В конце концов, у нее впереди еще большая жизнь. Она еще реализует свою мечту о счастье.

Все-таки какая же наивная девочка! Одно дело бросить любовника, которому 25 лет, а другое 60-летнего мужчину с комплексом «Дон Жуана». Он же не простит. Будет мстить. Если не убьет, то научной карьеры лишит. Навсегда. Просто не допустит защиты ее диссертации.

Но то, что случилось, было еще страшнее.

«Так не доставайся ты никому!»

Ряженые Бонапарты страшны в гневе. Мечта Олега Соколова была разрушена. За это он отнял и ее мечту, и ее жизнь.

Если Настя в чем-то и была виновата в этой истории, она искупила вину мученической смертью.

Ее любовник, лишенный всех своих липовых золотых лампасов и орденов, вряд ли долго протянет в колонии. Его участь понятна.

Остаются безутешные родители Насти и старые родители Соколова.

И у каждого свое горе…