Найти тему
Мифический край

Славянская нечисть. Часть 2

Оглавление

Злыдни - символы трусливости, мелочности, вредности. Злыдень - представитель мифологического семейства злыдней. Злыдни вредные и трусливые, поэтому появляются только группами. Живут в домах и на подворьях. Злыдни похожи на маленьких горбатых то ли собак, то ли котов. Если Злыдни появляются в доме, то живут где-н в неприметных местах. Когда хозяева уходят из дома, Злыдни начинаю чинить всяческие пакости. Наиболее распространенные пакости Злыдней: насыпать песок в кашу и муку, заглядывать в каждую кастрюлю и раскидывать их, бить посуду, наливать воду в масло. Злыдни могут появится в любом доме, но чаще Злыдней привлекаю дома, где хозяева стараются всеми способами разбогатеть. Злыдни причиняю ущерб хозяйству, тем самым уменьшаю богатство таких хозяев.


Подвей

Дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь — подвей: налетит вихрь на человека — и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его.

-2

Росомаха

В белорусских и севернорусских поверьях росомаха предстает женским демоническим существом. Её образ подобен образу русалки и часто смешивается с ним. Так, в одной из белорусских былин росомаха описывается как обнаженная женщина с распущенной косой. Она сидит вместе с плачущим ребёнком и расчесывает свои волосы щучьим гребнем.

-3

Лихорадка, трясавица — в славянской мифологии дух или демон в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь. Название происходит от слов лихо (беда, несчастье) и радеть (стараться, заботиться). Лихорадки бывают различными, и общее число их, как правило, двенадцать. В русских заговорах часто перечисляются их имена: тресея, отпея, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, анея, немея, глухея, каркуша и др. Наличие этих имён только в заговорах, так же как и весьма различный состав этих имён, среди которых немало греческих и с неясной этимологией, показывает, что лихорадки относятся к книжно-апокрифическому слою славянской и русской демонологии и носят скорее медицинский характер.

-4

Стухач — в сербском фольклоре демоническое существо, делающее себе обувь из человеческих связок. Особенно известен этот персонаж в Герцеговине. Стухач, согласно легендам, живет в высоких горах и пустошах; его внешний вид никогда не описывается, лишь указывается, что он носит на своих стопах плетенки, сделанные из человеческих связок, чтобы не поскальзываться на склонах гор. Когда плетенки изнашиваются, он вытягивает связки из чьих-нибудь ног, чтобы сделать себе новые. Чтобы спугнуть стухача, необходимо задрать ноги до уровня рук, тем самым сбив его с толку.