Советский фильм "Золушка" вышел в непростое послевоенное время и стал знаковым для всех поколений. Он должен был стать цветной сказкой, а стал черно-белой, но оттого не менее любимой. И, конечно, заслуга в этом всех тех, кто работал над этой картиной, в том числе и трогательной и светлой героини, роль которой сыграла 37-летняя Янина Болеславовна Жеймо.
Детство, юность, становление
Она родилась в городе Волковыск в семье циркачей, что, конечно, могло стать предпосылкой для выбора профессии. Это была семейная труппа, созданная Йозефом Болеславом Жеймо, отцом девочки. В ней участвовала мать девочки, её старшие брат Вацлав и сёстры. Сама Янина выступала на арене с трёх лет.
Казалось бы, в будущем - она актриса циркового жанра, которую обожают все от мала до велика, но всё сложилось иначе. После смерти отца труппа распалась сама собой. Мать и девочки были вынуждены переехать и зарабатывать деньги доступными им способами. Так юная Жеймо стала музыкантом трио. Она играла на саксофоне, который был ужасно тяжёлым, что, вероятно, и сказалось на её физическом развитии. Рост девочки заметно замедлился.
В связи с этим вспоминается, что у восточных богатых особ была традиция ходить в тяжёлых небольшого размера туфлях, которые не давали возможности ноге расти. Ножка оставалась миниатюрной, что считалось верхом красоты и изящества.
Но мы отвлеклись... итак, миниатюрность Янины, вероятнее всего, связана с непростой судьбой этой девочки.
Размышляя над выбором жизненного пути Янина всё-таки идёт в артистки, но не цирка, а кино. В Ленинграде она оканчивает курсы "Фабрика эксцентрического киноактёра" и строит кинокарьеру.
Путь в кино
Благодаря своему небольшому росту и детскому миловидному личику она играла роли детей и подростков, а в своём первом фильме "Мишки против Юденича" и вовсе сыграла мальчика.
Позже она сыграет в трагикомедии "Шинель", циркачку в драме "С. В. Д." (в эту роль она влилась особенно ярко, не потому ли, что в ней были задатки цирковой актрисы?). Дальше - комедия "Братишка", историческая картина "Новый Вавилон", патриотическая драма "Одна".
В 30-е годы к ней пришло то, о чём мечтают многие, востребованность. Её много снимали, предлагали ответственные роли. В тот период особенно известны фильмы "Разбудите Леночку" и "Леночка и виноград". Янине тогда было 26 лет, а играла она 13-летнюю девочку и смотрелась в фильме весьма органично.
Но известность молодой актрисы была ещё впереди. Она пришла вместе с выходом на экраны киноповести "Подруги". После этого фильма за ней ходили поклонники, дарили подарки и слали мешки писем.
И не удивительно, ведь в этом фильме судьба трёх девушек, которые слишком рано повзрослели. Первой наукой стали для них улицы революционного Петрограда.
Это был символичный фильм для юной Жеймо, которая очень любила этот город. Именно по этой причине в годы Великой Отечественной войны она остаётся в Ленинграде.
А потом на киностудии "Ленфильм" началась работа над всем известной сказкой "Золушка".
Мало кто знает, что идея снять фильм про Золушку принадлежала известному ленинградскому театральному режиссеру Николаю Павловичу Акимову. Он уговорил своего друга Евгения Шварца написать сказку, а бывшую жену Надежду Кошеверову поставить фильм-сказку.
Символично, что именно 29 мая 1945 года, в день рождения Янины, на худсовете "Ленфильма" Шварц уже читал написанным им сценарий. И он был безоговорочно принят и отправлен на согласование в Москву.
О том, кто должен играть Золушку, было предрешено ещё в 1944 году. Вот что рассказывала об этом Надежда Кошеверова:
"В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: "Яничка, вы должны сыграть Золушку…"
Сценарий был написан быстро и так же быстро утверждён, но на роль Золушки хотели взять профессиональную танцовщицу, хотя Янина и была грациозна, благодаря своему цирковому прошлому.
Сыграть главную героиню вполне могла балерина Мария Мазун, но пробы всё расставили по своим местам и Золушкой стала Янина Жеймо. Благодаря своей миниатюрности и детскому личику, она вошла в картину значительно гармоничнее, несмотря на свой возраст.
Она смогла наполнить картину чем-то живым, человеческим, сделать сказку совсем похожей на правду. Некоторые сцены давались легко, а над некоторыми приходилось работать. Особенно сложно было спорить со сценаристом, который не хотел отходить от классической характеристики Золушки, но тут на помощь пришла Раневская. Вот как вспоминала о работе над этой сценой Янина Болеславовна:
"В сценарии Евгения Шварца «Золушка» героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я её представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять.
Этот поступок ничуть её не унизит. Вслед за драматургом и режиссёры считали, что нечего заниматься отсебятиной. И тогда я пошла на хитрость. На съёмке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Раневская опять обращается ко мне. Я опять молчу. Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех — и для самой себя тоже — заканчивает фразу: «А то я выброшу твоего отца из дома». То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца.
Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную «подсказку» Раневской: «Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: "…и сгною его под забором" ». Так родилась в фильме реплика Раневской, отсутствовавшая в первоначальном сценарии…"
Вот в чём видела Янина настоящую причину, по которой Золушка решается помочь Анне надеть туфельку.
Кстати, о туфельках... «Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги. В них невозможно было ни танцевать, ни даже ходить. Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр. Туфельки Золушки пришлось сначала шить и уж потом декорировать их под хрустальную обувь, потому что найти готовые туфли тридцать первого «золушкиного» размера не смогли.
Все павильонные съёмки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были практически полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и скатертей. Но даже в них они выглядят прекрасно, особенно главная героиня, такая юная и лучезарная...
Но что может выдать возраст женщины? Чаще всего её руки. Жеймо не стала исключением, и чтобы скрыть её взрослые руки для героини сшили высокие белые перчатки, в которых она появлялась, впрочем, только на балу. Но в остальном, конечно, Янина была девчонкой и в душе, и на экране.
О ней с особым теплом вспоминал Игорь Клименков, прекрасно и трогательно сыгравший пажа.
"Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съёмками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблён…" - рассказывал он.
Это был 35-й фильм Янины Жеймо, и именно он стал её визитной карточкой, несмотря на другие, не менее сильные работы. В 1954 году Янина сыграет в своём последнем фильме и уйдёт из кинематографа, но лишь в качестве актрисы.
Долгое время она выступала в роли голосового дублёра, а также озвучивала мультфильмы, так любимые всеми детьми, среди них, например, голос Герды из сказки "Снежная королева".
Умерла Янина Жеймо в декабре 1987 в возрасте 78 лет. По воле погибшей, её похоронили на Востряковском кладбище. В память об актрисе был снят целый ряд документальных фильмов - "Как уходили кумиры", "Мой серебряный шар", "Больше, чем любовь" и другие.
Понравилась статья? Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал.
А также читайте:
Цитаты из к/ф "Золушка" + 1 интересный факт