Число людей с COVID-19 во всем мире перевалило за 5 миллионов человек. В некоторых случаях болезнь протекает тяжело и может привести к смерти пациента. Иногда видимых симптомов не наблюдается вовсе — и болезнь совершенно незаметна. Рассказываем, как организм может реагировать на SARS-CoV-2 и насколько опасны бессимптомные носители вируса.
***
В середине февраля Всемирная организация здравоохранения опубликовала отчет на основе изучения 56 тысяч клинических случаев COVID-19 в Китае. Тогда эксперты заключили, что болезнь чаще всего сопровождается повышением температуры (87,9 процента), сухим кашлем (67,7 процента) и упадком сил (38,1 процента). Менее распространенными симптомами оказались: боль в суставах и мышцах, диарея, боль в горле, насморк, конъюнктивит, головная боль, сыпь, изменение цвета пальцев на руках и ногах, а также потеря обоняния.
На момент публикации эпидемия выплеснулась за пределы Китая, и в начале марта ВОЗ все-таки признала вспышку COVID-19 пандемией. Спустя несколько месяцев перечень симптомов на сайте организации практически не изменился — по всему миру врачи наблюдали примерно одно и то же. Тем временем официальные руководства некоторых стран до сих пор повторяют информацию ВОЗ лишь частично: включают наиболее частые проявления болезни и не учитывают остальные.
Центр по контролю заболеваний США расширил перечень с трех (кашель, лихорадка и затрудненность дыхания) до семи симптомов только в начале мая. Национальная служба здравоохранения Англии до 18 мая не рассматривала потерю обоняния как проявление COVID-19, признавая только высокую температуру и кашель. Игнорируя потенциальные симптомы, региональные органы здравоохранения рискуют не отследить часть зараженных. Однако информации о различных проявления COVID-19 постепенно становится больше. Вслед за этим официальные руководства — пусть и с некоторым опозданием — все-таки корректируются.
Не отлично, но и не ужасно
Главным образом силы исследователей сфокусированы на респираторных проявлениях COVID-19, тогда как состояние большинства (более 80 процентов) больных зачастую не требует госпитализации — у них болезнь проявляется слабо или не проявляется вообще. Изучение пациентов со слабыми симптомами должно помочь замечать болезнь на ранних этапах и тем самым эффективно сдерживать инфекцию. Китайские ученые, чье исследование опубликовано в журнале Science, предполагают, что до установления ограничений на перемещения за границу 86 процентов всех случаев заражения в Китае остались незамеченными.
Клиническая картина новой болезни напоминает другие респираторные вирусные заболевания. В частности, COVID-19 охотно сравнивают с гриппом. У пациентов наблюдается недомогание, лихорадка, боль в мышцах, заложенность носа и насморк. Схожесть с прочими «простудными» заболеваниями также объясняет потерю обоняния (аносмию) и вкусовых ощущений. Человек сохраняет способность чувствовать соленое или сладкое, но перестает различать специфические вкусы, запахи и ароматы. Недавние исследования продемонстрировали, что аносмия встречается у больных COVID-19 чаще, чем считалось до этого. Предполагается, что SARS-CoV-2 способен провоцировать воспаление обонятельных нервов или, что менее вероятно, повреждать структуру рецепторов.
У некоторых пациентов с болезнью, вызванной новым коронавирусом, встречаются симптомы кишечной инфекции: диарея, тошнота и рвота. Исследование, опубликованное в журнале The American Journal of Gastroenterology, охватило три госпиталя и в общей сложности 204 пациента. В 50,5 процентах случаев пациенты с COVID-19 сообщали о симптомах, характерных для расстройства пищеварения: отсутствии аппетита, диарее, рвоте и боли в животе. Авторы отмечают, что с перечисленными симптомами за медицинской помощью обращались позже, чем с респираторными проявлениями болезни.
Вирус SARS-CoV-2 заражает клетки, цепляясь за белковые рецепторы АСЕ2. Они расположены на поверхности легких и в почках, а также в верхнем и нижнем отделах желудочно кишечного тракта. Пока исследователи не знают, как именно новый коронавирус попадает в кишечник. Однако группе китайских ученых удалось экспериментально доказать, что вирус действительно способен вызвать кишечную инфекцию.
У пациентов, переносящих болезнь в легкой форме, встречается еще один симптом — сыпь и изменение цвета пальцев на руках и ногах. Дерматологи предполагают, что высыпание может быть спровоцировано образованием небольших сгустков крови или воспалением стенок кровеносных сосудов.
Распространяясь, вирус мутирует, и данные о симптомах могут меняться. Недавняя вспышка инфекции в Китае, по данным агентства Bloomberg, «дает почти исключительно легочные симптомы» и обладает большим инкубационным периодом. Иначе говоря, от заражения до появления первых симптомов проходит больше времени.
Не вдохнуть и не выдохнуть
По данным ВОЗ, COVID-19 протекает средне-тяжело и требует госпитализации в 15 процентах случаев. Еще 5 процентов — это наиболее тяжелые пациенты, им требуется ИВЛ. Группой риска считаются люди с высоким кровяным давлением, проблемами с легкими и сердцем, онкобольные и диабетики. Если врожденный иммунитет не справился с задачей, вирус проникает в легкие, крепится к белковым рецепторам АСЕ2 и начинает размножаться. У человека появляются симптомы пневмонии.
В медицине выделяется два вида этого заболевания: бактериальная («типичная») и вирусная («атипичная») пневмония. Их клиническая картина отличается, объясняет пульмонолог Василий Штабницкий. Атипичная пневмония может сопровождаться общими признаками интоксикации и сухим кашлем. А высокая температура, хрипы и кровохарканье, в отличие от классической пневмонии, для вирусной — необязательные симптомы.
При бактериальной пневмонии инфекция в нижних дыхательных путях провоцирует воспаление и накопление жидкости в альвеолах. Формируется экссудат, и возникает дыхательная недостаточность. В случае атипичной пневмонии жидкость образуется не альвеолах, а в соединительных пространствах между ними. Разглядеть это заболевание можно только с помощью компьютерной томограммы.
Тяжелые больные COVID-19 умирают от острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС). Это неспецифическое повреждение легких, которое может развиваться в ответ на различные стимулы — от инфекции или травмы до воздействия отравляющего вещества. При ОРДС оказываются задеты важные структуры — эндотелий и альвеолярно-капиллярная мембрана, сдерживающие жидкость (кровь) от перехода в альвеолы. Из-за повреждений жидкость, содержащая остатки клеток, бактерии и клетки иммунной системы, заполняет альвеолы. И чем большую часть легкого занимает жидкость, тем хуже человек дышит. Формируется некардиогенный отек легких.
Штабницкий отмечает, что важную роль играет иммунный ответ организма. Вирус не просто размножается в клетках, но оставляет на их поверхности свой антиген. «По этому антигену клетки иммунной системы опознают ее как больную. Здесь важна и массивность поражения клеток вирусом, а также, может быть, отсутствие каких-то других, более прицельных инструментов иммунитета», — объясняет он.
Вирус постоянно заражает новые клетки — и они сами становятся источником нового вируса. Когда более прицельный иммунитет не работает, включается «тяжелая артиллерия». В очаг заражения приходят макрофаги, В- и Т-лимфоциты. Они помогают вирусу уничтожить легкие. Человека убивает так называемый «цитокиновый шторм». Этот процесс можно остановить препаратами, которые уничтожают все бактерии подчистую. «Тогда иммунной системе останется просто макрофагами вычищать эти мертвые поля, а пациенту — ждать, пока легкие очистятся», — говорит Штабницкий.
Однако антибиотики не дают стопроцентной гарантии, а доказанных способов профилактики и препаратов для специфической антивирусной пневмонии в России нет. К счастью, в отсутствие факторов риска, связанных с коронавирусной инфекцией, COVID-19 чаще всего вызывает симптомы, характерные для обычной простуды.
Заразил и не заметил
Наконец, часть больных COVID-19 не испытывает вообще никаких симптомов и потому не подозревают о том, что заражены. До сих пор доля невидимых носителей неизвестная — согласно различным источникам, количество зараженных, но не осведомленных об этом людей может составлять от 25 до 50 процентов.
Ученые из Принстонского университета, работа которых опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, с помощью модифицированной эпидемиологической модели SIR (Susceptible — Infected — Recovered) выяснили, что бессимптомная фаза может быть успешной эволюционной стратегией для патогенов — в том числе для вирусов, подобных SARS-CoV-2.
Ссылаясь на хорошее самочувствие, невидимые носители вируса склонны не соблюдать изоляцию и в результате инфицировать других, вполне возможно, более уязвимых людей. По мнению одного из авторов исследования, в отсутствии симптомов у некоторых больных COVID-19 нет ничего удивительного — это естественная эволюционная конечная точка для некоторых заболеваний.