Вы когда-нибудь слышали о том, что мы используем всего 10% нашего мозга? Конечно, приятно думать, что мы способны на большее, но действительно ли большая часть нашего мозга может бездействовать целыми днями? Нет! Он занят 24 часа в сутки. Таких мифов существует большое количество и звучат они довольно правдоподобно, но не соответствуют действительности.
В этой статье мы рассмотрим три широко распространенных нейромифа и объясним, почему важно знать, что является правдой, а что – нет.
Интеллект не имеет отношения к генетике
Конечно, в ДНК не заложены ответы на вопросы, тесты и экзамены. Но интеллект в чем-то схож с тем, как от родителей ребенку передается цвет глаз, волос или рост. Только в случае с интеллектом подобная зависимость менее слабая и может меняться на протяжении жизни. Например, в младенчестве гены влияют на интеллект только на 20%, в детстве – на 40% и на 60-80% во взрослой и поздней жизни. Отсюда возникает ответ, почему же в детстве проще осваивать новые навыки.
Исследования показывают, что 60–65% различий между детьми в том, как они учатся в школе, обусловлено генетикой. Но генетика – это еще не все! В конце концов, многие навыки так и не были бы освоены, если бы им не научили.
Есть много вещей, влияющих на успех в обучении, которые не имеют ничего общего с родителями и генетикой: вера в собственные силы, желание работать над успеваемостью и наличие хорошего наставника рядом.
Давайте думать о детях как о растениях. Они могут быть разной высоты. Однако, если маленькие растения не получают достаточно воды, тогда не имеет значения, насколько высоки их родители – они не смогут расти в полную силу.
Девочки и мальчики думают по-разному
Почему-то считается, что девочки больше подходят для одних предметов, а мальчики для других. Например, технические специальности для мальчиков, а гуманитарные – для девочек. Результаты исследований гендерных различий в разных видах деятельности, охватывающих более семи миллионов человек, показывают, что различия по полу незначительны или почти отсутствуют, даже в технической направленности.
Правое и левое полушарие
Здесь заложено целых два мифа:
- Мозг делится на логическое левое и творческое правое полушарие;
- Одна сторона более активна, чем другая, поэтому люди лучше справляются с тем или иным заданием.
Здесь есть доля правды. Наш мозг – поистине удивительная вещь, он действительно имеет две половины, которые называются полушариями – левое и правое. Так же как и Земля имеет север и юг. В значительной степени полушария нашего мозга являются зеркальным отражением друг друга.
Также верно, что разные области мозга специализируются на разных задачах, например, отвечают за движение рук или боятся пауков. Иногда подобные специализации можно увидеть на одном полушарии мозга, такое явление называется латерализацией. Но чаще два полушария взаимодействуют друг с другом.
Классическим примером является то, что язык, отвечающий за воспроизведение речи и принятие речи других, опирается на левую половину мозга у большинства людей. Однако даже его деятельность не контролируется исключительно левой частью, правая также важна для некоторых аспектов его работы. Например, правое полушарие решает, почему шутки смешные, а левое осознает сказанное. Две половинки мозга почти всегда работают вместе.
Подобные мифы могут влиять на то, как люди воспринимают себя и окружающих. Например, девочки оценивают свои математические способности ниже и в связи с этим могут отказываться от работы в технической специальности, даже если хотят этого. В результате оказывается, что в том или ином направлении не хватает женской половины, а девочка, мечтающая стать программистом, считает свою мечту недосягаемой. Нужно просто верить в себя и свои способности, несмотря ни на что и знать, что все получится!