Акварель- краска, которая создана быть прозрачной. Кто-то, конечно, пишет ею плотно, используя технику сухой кисти. Но большинство стремятся к чистоте работ и стараются разбавлять краску большим количеством воды. Это правило основное но не единственное.
Поэтому в этой статье я собрала для вас советы, которые использую сама, чтобы придать акварельным работам, чистоту и прозрачность.
Сразу скажу, что это мои личные изыскания, которые пришли ко мне с опытом. Каждый решает сам, каких советов придерживаться, ведь творчество на то и творчество.
Итак, совет 1: Стирать карандашные наброски перед нанесением акварели.
Некоторые оставляют эскиз, но это больше относится к исключительным случаям. Если Вы только начинаете рисовать акварелью, то задумайтесь о чистоте работ ещё на стадии карандашного рисунка
Рисуйте твёрдым карандашом, чтобы грифель не размазывался. Но выбирайте не слишком твёрдый, чтобы не царапать бумагу. По моим наблюдениям обозначение твёрдости часто не соответствует действительность и отличается у разных производителей. Поэтому вам стоит подобрать оптимальную стоимость самостоятельно.
Совет 2: акварельная бумага не любит сильных надавливаний карандашёом.
Рисуйте легко. Если Вы новичок и прорисовывайте эскиз тщательно, со множеством дополнительных линий и исправлений, то можете попробовать нарисовать эскиз сначала на ненужном листе, а затем калькой перенести его на акварельный лист.
Акварельная бумага не терпит жёстких ластиков, поэтому советую использовать клячку. Ей можно "промокнуть" карандашный набросок. Он не сотрётся полностью, а станет более бледным.
Совет 3: От светлого к тёмному.
Рисуйте поэтапно. Лучше работать акварелью, постепенно набирая тон. Перетемнить очень легко, а исправить довольно проблематично.
Совет 4: При работе со слоями, дожидайтесь высыхания одного слоя, а затем рисуйте другой.
В противном случае слои смешиваются , а это не всегда хорошо, так как может привести к грязи. Лучше смешивать цвета не на самой работе, а на бумажной палитре.
Также не используйте большое количество слоёв, иначе бумага перестанет просвечивать. Опытные аквалеристы могут наносить по 20 слоёв, но для этого необходим опыт, умение работать прозрачно, хорошо чувствовать количество взятой на кисть воды.
Я обычно использую не более 4х слоёв, в противном случае работа замыливается и результат получается грязным.
Также советую на первых слоях не использовать плотные краски. На акварели всегда указана степень её прозрачности. Лучше в послойной работе двигаться от прозрачных красок к непрозрачным. Если же первым слоем положить очень плотный пигмент, то свечение бумаги пропадает на втором или третьем слое.
Совет 5: не все цвета смешиваются одинаково хорошо.
По теории цвЕта все цветА состоят из 3х основных: красного, жёлтого и синего. Однако, когда художники формируют свои палитры, они всегда выбирают каждый основной цвет в теплом и ходлодном тонах.
Например, вы не можете взять любой жёлтый или любой синий и получить одинаковый зелёный.
Всё дело в том, что чистых основных цветов не бывает. Каждый основной цвет имеет свой подтон.
Например, ультрамарин находится ближе к красному. Чистый и звонкий зелёный это смесь чистого жёлтого и синего, без единого намёка на присесть красного. Значит, чтобы получить зелёный мы не можем использовать ультрамарин, потому что по своей природе он имеет красноватый подтон.
Если говорить проще, чтобы получить чистые цвета, нужно брать те оттенки основных цветов, которые ближе друг к другу на цветовом колесе. Изучите свою палитру и посмотрите как цвета работают друг с другом. Зная правила смешения Вы можете получать приглушённые оттенки или наоборот - звонкие и светящиеся.
Совет 6: остерегайтесь многопигментные красок.
Когда Вы начнёте рисовать, то можете заметить, что некоторые краски сами по себе дают грязь. Это потому, что они уже содержат в составе смесь 2-3-4х пигментов. С этими цветами нужно быть осторожными и для чистых замесов отдавать предпочтение одномоментным краскам.
Упражнение на смешение цветов:
Его полезно будет выполнить, чтобы:
- Приставлять как краски выглядят на бумаге, так как цвет тюбика это не тот цвет, который в итоге ляжет на лист
- Узнать об оттенках, которые мы можем получить, смешивая цвета разных групп
- Сравнить одни и те же оттенки разных производителей краски
- Использовать палитру как инструмент и в дальнейшем быстро подбирать нужный оттенок.
Итак, выбираем 2 группы оттенков (например, синие + желто-оранжевые)
Располагаем одну группу вверху листа, а вторую слева. Для каждого цвета чёртим с маленький прямоугольник или квадрат (примерно 2х3, 2х2см). Каждую ячейку заполняем соответствующей краской и подписываем её название.
Затем на пересечении пигментов , заполняем остальные ячейки как в таблице умножения, смешивая цвет верхней колонки с цветом из левой.
Важно: после каждого смешивания нужно менять воду, чтобы цвета получались максимально чистыми.
Смешивайте цвета, экспериментируйте, творите!
А на этом я заканчиваю первую часть рассказа о приёмах, которые позволят избежать грязи в работах. Продолжение выйдет скоро в следующей статье.
Ставьте лайк, если информация была полезной и напишите в комментариях со всем ли вы согласны.
Желаю творческих успехов!