Найти в Дзене

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА «РУСЬ» (часть 1)

Нескончаемые споры идут вокруг толкования происхождения этнонима Русь : «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова» [Ключевский В.О. Курс русской истории. - Пг. , 1918, с. 200-201]. Х. Ловмяньский, ссылаясь на Брюкнера, отмечает: «Кто верно объяснит название Руси, найдет ключ к выяснению ее первоначальной истории» [Ловмяньский Х. Русь и норманны. - М., 1985, с. 163].

«Начальным фактом русской истории следует считать водворение на русской равнине славянской колонизации. Когда и как совершилось это водворение, в точности неизвестно». [1] По мнению В. Н. Татищева: «Некоторые же народы, переходя, для мест сами себе названия придумывали и тем в историю путаницу внесли. Об этом самый хороший пример, что мы, славяне, или венеды, имя руссов приняли» [Исторiя Россiйская. - М., 1768, книга I, с. 75-76]. «Происхождение этнонима рось-русь остается невы­ясненным, однако несомненно, что он не славянский» [Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.,1982, c. 111].

По арабо-мусульманским источникам, созданным до до 860 года, речь идет только о Славянах и не пишется о Русах.

«У греков имя русь, или рось, задолго до Рюрика знаемо было… по летописи Иоаким от начала пришествия славян область Новгородскую Русь именует». [ В. Н. Татищев. Исторiя Россiйская. - М., 1769, с. 380]. «Круг выводит имя Руси от греческого, соответствующего по смыслу формы, которою Греки обозначали народности германского происхождения. Имя ‛Ρώς означает – красные. «Лиутпранд счел нужным украсить… словопроизводством русского имени от прилагательного русский и красный» [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - СПБ, 1876, с. 397-398, с. 526]. [2]

Если византийские источники знают, в сущности, только один вариант основы ‛Ρώς, то западноевропейские отличаются большой пестротой: Rhos, Ruzara, Ruzzi Rugi, Ru(s)ci, Ru(s)zi, Ruteni. Лингвистические наблюдения и хронология первых упоминаний о Руси в немецких источниках независимо друг от друга приводят нас к важному заключению: начало достаточно интенсивных контактов носителей имени Русь с представителями южнонемецких диалектов приходится на IX век. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой - М., 1999, с. 297, 298].

Летописец рассказывая о разделении земли тремя сыновьями библейского Ноя, упоминает народ Руси среди других народов севера Европы: «Варязи, Свеи (шведы), Урмане (норвежцы), Готе (готландцы), Русь, Агняне (англичане)» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - СПБ, 1872, с. 4]. По мнению А.Л. Шлёцера: «первое названiе Руси не должно входить здъесь въ изчисленiе, а вставлено сюда переписчикомъ» [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле –Славенскомъ языкъ. - СПБ, 1809, с. 62].

Действительно, как следует из дальнейшего несторовского летописания, Рюрик явился на земли словен «с родом своим именем Русь», т. е. этноним Русь является обозначением рода варягов, но не народа, как коренной этнической общности высшего уровня организации в сравнении с родом и племенем.

В VI веке сирийские и византийские источники упоминают названия «рус» и «рос». Византийское эсхатологическое миро понимание начиная с V века, по отношению к варварским народам угрожавшим ромеям, восходило к библейскому пророчеству Иезекииля: «Вот Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!» (Иез. XXXIX). Текст Иезекииля применен в первый раз в житии Василия Нового: «Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Ог и Мог» [Веселовский А. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г. //Журнал Мин. нар. Просвещения - 1889, № 26, с. 89].

Когда в IX веке на исторической арене появились росы, эсхатологическое сознание византийцев связало их с библейским «Рош». Первым такое сближение произвел патриарх Фотий. В X веке, рассуждая о походе Святослава, Лев Диакон ссылается на божественного Иезикиля, сказавшего: «Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос» [ Лев Диакон. История. - М., 1988, с. 79]. Это схоластическое отождествление и побудило византийцев называть варягов росами, а Русь словом `Pώζ (Рос).

Обсуждение происхождения этнонима «Русь» идет главным образом в русле этноплеменных и географических теорий.

Этноплеменные теории основываются на ссылках на названия древних племен и народов, извлеченных в основном из античных и арабских источников разной степени достоверности и фантазий их авторов. Главное – это уловить близкое созвучие букв или просто буквы «р». Таким образом выводят понятие «Русь» от росомонов, роксоланов, борусков, пруссов, ругов, рутенов, руянов, рустров и т.д. и т.п.

Так, А. Г. Кузьмин привел доводы об этнической общности народностей ругов, русинов и росов на территории Европы VI-XII веков [Несторовскiй П.А. Бессарабскiе русины. – Варшава: 1905, c. 7].

В Австрии, в г. Зальцбурге в катакомбах при церкви св. Петра находятся останки св. Максима и его учеников, которые были убиты вождем русинов Одоакром в 477 году. Это засвидетельствовано плитой, на которой написано по-латыни: «Лета господня 477. Одоакр вождь русинов (рутенов), геппиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божией, блаженного Максима с его 50 товарищами» [Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. - М., 2005, с. 100].

Что касается ругов, то по мнению Э. Цёлльнера (E.Zollner) на Среднем Дунае, в середине V в. н.э. недолгое время существовало государственное образование германского племени ругов, разгромленное в 488 г. римским полководцем Одоакром. Несмотря на исчезновение самих ругов, название некогда населявшейся ими территории как «страны ругов» (Rugiland) продолжало жить в языке окружающих народов; поэтому-то они и назвали «ругами» славян, когда эти последние примерно в VI в. осели в стране ругов» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 265].

Первое надежное упоминания «Русь» как этнонима, за 500 лет до призвания Рюрика, в труде VI века Иордана ("О происхождении гетов"), относится к событиям IV века в виде термина «росомоны» - народ Рос или «люди с реки Рось». В древности предпочитали форму: «Правда росская, росские письмена, Рось». Собственно, видимо, отсюда и проистекает название «Россия».

Византийский историк Никифор Григор упоминает о знакомстве Греков с Руссами, уже в начале IV века. Он пишет, что Константин Великий пожаловал некоего Русса (ό Ρωσιχός) саном Стольника.

В источниках IX века самое раннее зафиксированное в греческом памятнике сообщение о нашествии на византийский город в Малой Азии Амастриду содержится в «Житии Георгия Амастридского»: «Было нашествие варваров, росов - народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 90].

Там же говорится, что этот народ «двинулся от озера Пропонтиды», под которым в данном случае нередко понимают Азовское море, хотя Пропонтида – обычное название Мраморного моря.

Вопрос об авторе и датировке «Жития Георгия Амастридского» дискуссионен. Кроме «Жития Георгия Амастридского», упоминаний народа рос в грекоязычной литературе до середины IX века не существует.

[1] Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. «Энциклопедический словарь: Россия», С.Петербург, 1898, с. 446.

[2] Летопись Радзивиловская. – М., 1994, с. 96.

-------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

-2