Найти тему

Правила эффективной артикуляционной гимнастики

Если Ваш ребенок или Вы когда-нибудь занимались с логопедом, то понятие «артикуляционная гимнастика» Вам точно знакомо.

Почему так важно ее делать регулярно и как добиться наибольшей эффективности? Советы от логопеда-дефектолога по эффективному выполнению артикуляционных упражнений.

Очень часто нарушения звукопроизношения и недостаточная внятность речи имеют причиной слабость определенной группы мышц артикуляционного аппарата.

Я часто сравниваю артикуляционную гимнастику и тренировки в спортивном зале: и то, и другое - работа мышц. И так же, как регулярно Вы ходите в спорт. зал, если Вам надо накачать мышцы и добиться какого-то результата, важно регулярно выполнять артикуляционные упражнения.

Если логопед просит Вас заниматься с ребенком постоянно, а у Вас по разным причинам не получается это делать, то ситуация похожа на работу с тренером, которому говорят: «Я хочу научиться подтягиваться». Тренер видит слабые мышцы рук и советует регулярные упражнения. И если клиент их не делает – то как он научится подтягиваться?

-2

Если на консультации мне говорят, что нет никакого результата от занятий по постановке звуков с логопедом, то я всегда спрашиваю: «А Вы делаете регулярно артикуляционную гимнастику? Тренируете мышцы ребенка?». Или надеетесь, что они волшебным образом, только во время занятий с логопедом, нужным образом накачаются?

Итак, выполнять артикуляционную гимнастику надо РЕГУЛЯРНО.

И, как и любые упражнения по тренировке мышц, гимнастику нужно выполнять достаточное по продолжительности время. Накачать слабые руки и научиться подтягиваться – вопрос регулярных усилий и времени. Так же и тренировки артикуляционных мышц требуют продолжительных занятий. Она у каждого будет своя, в зависимости от исходного состояния мышц и упорства в тренинге.

А если ребенок отказывается? Как сформировать привычку к ежедневным занятиям?

Так же, как Вы формируете ежедневные привычки и рутины: включите артикуляционные упражнения в режимные моменты, я обычно рекомендую включать упражнения в чистку зубов. И Вы будете про них помнить, и ребенок быстро привыкнет, что утренний и вечерний ритуал умывания теперь содержит дополнительный этап.

Начинайте с небольшого количества упражнений и с маленького количества повторов.

Ваша задача на первом этапе – сформировать привычку к этим заданиям и положительное отношение к ним. Поэтому лучше сделать частично рекомендованный комплекс упражнений, но дать ребенку возможность почувствовать, что выполнять такие задания можно легко, быстро и весело.

Что касается количества повторов, то и здесь будет применимо «Правило фитнеса»: нам же не придет в голову сразу давать тяжелую штангу новичку или требовать пробежать марафон от начинающего спортсмена. Так же и ребенку, только начинающему выполнять с Вами гимнастику, надо давать очень небольшую нагрузку и постепенно ее добавлять.

Обязательно хвалите!

Крайне важное правило, почему-то часто забываемое родителями: обязательно хвалите и проговаривайте, за что именно Вы хвалите ребенка. Называйте свои эмоции, обязательно поддерживайте его успехи! «Я так рада, что ты выполнил все упражнения и потренировал язычок», «Я очень горжусь тобой – раньше ты мог выполнить это упражнение 3 раза, а сегодня сделал целых 5 раз!».

Дополнительная мотивация

Если у ребенка уже есть история «негативных занятий», т.е. с ним уже пытались делать упражнения, перегрузили и передавили, и он помнит, что это плохо и неприятно. Если у ребенка есть особенности развития эмоционально-волевой сферы или другие особенности развития, у него могут быть или могут появиться в процессе занятий стойкие отказы. Даже если вы вводите упражнения постепенно, регулярно и поддерживаете ребенка похвалой.

В этом случае можно ввести дополнительную мотивацию, например, в виде визуального расписания упражнений, которые надо сделать (картинки к упражнениям можно подобрать в интернете или просто написать список, если ребенок умеет читать). Выполняет ребенок упражнение – ставите галочку рядом с картинкой или надписью. Внизу можно разместить картинку «приз» или картинку с изображением важного для ребенка поощрения, которое можно получить после выполнения всех упражнений.

Можно договориться с ребенком о каком-то событии (лучше, если это будет именно семейное событие, например, поход в зоопарк, а не покупка чего-то или получение сладостей), которое ребенок получает, если в течение нескольких дней получает наклейки\галочки\любые другие отметки о выполнении артикуляционной гимнастики в календарике или блокноте.

У меня в практике был мальчик, который каждую неделю с мамой ходил в гости и очень любил это делать. Мама сделала фигурку мальчика на магнитике, которая передвигалась по расчерченной дорожке к домику. 1 шаг – 1 выполнение комплекса гимнастики. Домик – в этот день идем в гости.

И техническая сторона выполнения:

Выполнять упражнения лучше перед зеркалом: если у ребенка снижена чувствительность и он не совсем представляет себе движения артикуляционного аппарата, то при выполнении перед зеркалом он будет выполнять движения и видеть, как они выглядят – т.е., будет тренировать тонкие и целенаправленные движения под зрительным контролем.

При выполнении гимнастики можно сидеть или стоять, это не так уж важно. Главное – опущенные плечи, правильная осанка и свободное дыхание.

Всем хороших тренировок и четкой речи!