В Арктике проживает около четырёх миллионов человек, но существует ли там право? Кто хочет поделить арктическую территорию, и как на это может повлиять глобальное потепление?
В этой статье редакция «Фемиды» постаралась узнать ответы на эти вопросы, а помогло ей в этом особое мнение эксперта.
Есть ли право в Арктике?
По большей части народы Арктики проживают в полярных владениях России, и 70% из них называют себя русскими. Отсюда возникает и особое правовое регулирование статуса полярных территорий и их жителей именно российским законодательством. Но не всё так просто.
Арктический регион с каждым годом всё больше привлекает внимание мировых держав даже с учётом того, что некоторые из них сильно удалены от полярных территорий. Эксперты связывают привлекательность этого региона с обширными природными богатствами — большими запасами нефти и углеводорода. Арктика не является частью какого-то одного государства: она поделена на сферы влияния между приарктическими государствами: Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией (от имени Гренландии).
До сих пор встречаются проблемы с правовым регулированием в этих сферах влияния даже на международном уровне. Вот что по этому поводу считает Александра Мазка, выпускница факультета международного права и студентка 1 курса магистратуры РГУП:
«Считается, что в Арктике нет единого правового режима, так как нет международного договора, который бы полностью регулировал её правовой статус.
На международном уровне в отношении Арктики, в частности, действует Конвенция ООН по морскому праву. Напрямую вопросы Арктики Конвенция не регулирует, однако она устанавливает правила определения территориального моря, внутренних вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа...» — и ещё немалый список международных соглашений.
В Арктический совет, который активно содействует сотрудничеству в Арктике, входят Россия, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Канада, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США, осуществляющие регулирование с помощью национального права в отношении своих арктических зон.
Кто ещё хочет «поделить» Арктику и зачем?
Арктический регион всегда был причиной международной напряжённости из-за конкуренции за доступ к его богатым природным ресурсам. Геологическая служба США в 2008 году установила, что 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов природного газа находятся за Полярным кругом, причём 84% ресурсов находится на шельфе Северного Ледовитого океана — затопленной части материка до глубины в 200 метров. Ценность представляет не только сырьё, но и пути морского сообщения. В Арктике находятся сразу два важнейших трансокеанских маршрута: Северный морской путь (СМП) и Северо-Западный проход, который соединяет Атлантический и Тихий океан.
Целью Арктического совета стало не только курирование сотрудничества приарктических государств в Арктике, но и охрана окружающей среды, проведение соответствующих исследований этими странами. Хотя не только приарктические страны хотят отхватить кусок побольше от «арктического пирога».
В мае 2013 года на министерской встрече в Швеции Арктический совет предоставил шести новым странам (Китай, Индия, Италия, Япония, Южная Корея и Сингапур) статус наблюдателей. Интерес к Арктике со стороны многих государств, несомненно, растёт, и многие эксперты в политологии и экономике видят в этом угрозу международного конфликта.
Чем так опасно глобальное потепление?
«Потенциально возможно столкновение интересов, в связи с чем может появиться необходимость в поиске новых путей сотрудничества в данном регионе», — подметила Александра Мазка.
Конечно, богатства Арктики не так просто заполучить — арктический климат крайне враждебный. Большую часть года Северный морской путь покрыт льдами, а себестоимость добычи полезных ископаемых настолько велика, что разработка большинства месторождений на сегодняшний момент просто не выгодна.
Но глобальное потепление может существенно переменить эту ситуацию. По подсчётам учёных за последнее столетие средняя температура атмосферы у поверхности Земли выросла на 0,7 градуса Цельсия. Казалось бы, это очень мало. Однако прогнозы на ближайшие сто лет неблагоприятные, да и, скорее всего, ситуация только ухудшится — средние температуры увеличатся на один–три градуса. При этом главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углерода в атмосфере Земли из-за деятельности человека. Другими словами сжигание большинства энергоресурсов сопровождается выделением углекислого газа.
«Вопрос влияния изменения климата на нынешний правовой режим Арктики и политическую ситуацию в регионе действительно актуален. Хочется отметить, что в связи с изменением климата и, как следствие, таянием арктических ледников открывается больше возможностей для судоходства и использования имеющихся в Арктике ресурсов. Интерес в развитии Арктики по указанным причинам проявляют не только прибрежные арктические государства, но и другие государства, не входящие в число арктических на данный момент», — так рассуждает над этим вопросом Александра, основывая своё мнение на международных исследованиях.
Действительно, таяние льдов значительно повысит привлекательность арктических транспортных маршрутов из-за их удобного расположения. Существуют вполне обоснованные прогнозы, что до конца нынешнего века льда в Северном Ледовитом океане почти не останется, что сделает Северный морской путь свободным для судоходства круглогодично.
Такое положение вещей, очевидно, приведёт к определённой международной напряжённости. И что уж говорить об экологической ситуации — своего дома лишатся не только полярные медведи и тюлени, но и животные Крайнего Севера. Глобальное потепление грозит стремительным «закислением» океана: в нём будет увеличиваться концентрация углекислого газа, что станет угрозой для коралловых рифов, рыболовства и многих охраняемых видов животных и природных ресурсов, главный из которых — чистая пресная вода.
Что же делать?
Этим вопросом сейчас активно занимаются специалисты в области геополитики и экологии. Первые шаги уже сделаны: почти налажено международное сотрудничество стран, претендующих на влияние в Арктическом регионе, и их национальное законодательство.
На примере России можно убедиться в её желании участвовать в делении сфер влияния в Арктике и готовности к сотрудничеству с другими странами. Применительно к Арктической зоне Российской Федерации сейчас действует Указ Президента РФ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». В нём закреплены следующие основные национальные интересы России, касающиеся этого вопроса:
- 1)обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
- 2)сохранение Арктики как территории мира и стабильного и взаимовыгодного партнерства;
- 3)обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны России;
- 4)развитие Арктической зоны России как стратегической ресурсной базы и её рациональное использование в целях ускорения экономического роста России;
- 5)развитие Северного морского пути как конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;
- 6)охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории арктической зоны России.
Геополитики выделяют два варианта исхода ситуации: оптимистичный и пессимистичный. Арктика, как ни один другой регион в мире, влияет на мировую экологию. На странах, активно осваивающих Арктику, лежит огромная ответственность не только за их территории но и за будущее всей планеты.
Нам же остаётся надеяться, что мировые державы смогут эффективно устранить разногласия через международное сотрудничество и дипломатические переговоры. Это поможет как избежать геополитического конфликта, так и сохранить Арктику и её ресурсы для будущих поколений.
Текст: Валерия Цветкова.