Чем Большой театр являлся в то время, когда его строили, – храмом, вертепом, может, чем-то еще? Когда и для чего в этом здании появились подвальные помещения глубиной 27 метров? Ведь это уровень современного метро, а историю театра принято ввести с 1776 года. Пускай даже это здание, вернее, несущие конструкции частично остались с 1780 года от старого петровского театра Мэддокса, а частично от театра Бове 1825 года. Нигде на планах и в чертежах этого театра мы не видим подвальных помещений. И вообще, кто и когда рисовал эти планы? Чем освещался этот театр в начале 19 века - свечками или керосином? Вы представляете, какая должна стоять вонь от тысяч керосиновых ламп? А какая копоть? Как вообще люди не задыхались в этом помещении? В середине века театр переходит на газовое освещение. Очень интересно, где находились газгольдеры или емкости с газом для освещения этого театра? А что с отоплением? Ведь это огромное помещение нужно было отапливать зимой. Зрители сидели не в шубах или овечьих тулупах. Вы помните, с чего начинается театр? С вешалки!
Давайте попробуем раскрыть эти и другие загадки Большого театра!
На планах и на продольных разрезах этого театра, будь то петровский театр Мэддокса из его же альбома 1997 года, будь то уже перестроенный Большой петровский театр по проекту Бове 1825 года, а также перестроенный Кавосом Большой театр в 1856 году - нигде на этих чертежах и планах у Большого театра нет подвальных помещений, и это очень удивительно.
Вот например фрагмент продольного разреза Большого каменного театра в Санкт-Петербурге:
Здесь мы видим подвальные этажи, а в московском театре согласно чертежам и планам никаких подвалов нет.
Помните, что нам рассказывают про отопление: все печи находились в подвалах. Именно в этих подвалах и было что-то вроде котелен. Туда сваливался уголь, приносились дрова и тем самым протапливались такие большие помещения как церкви, дворцы и театры. Но в Большом театре в Москве, видимо, было все не так. Видимо, дрова и уголь заносили через главный вход? Давайте разберемся, как вообще отапливался этот театр в зимнее время.
Вот перед нами изображение петровского театра в первом его виде, в 1780 году. Это так называемый старый петровский театр Мэддокса. Я не могу на этой картине найти ни одного дымохода. Может быть, конечно, это просто неудачный ракурс, но у нас есть другие планы, и на них нет никаких труб, нет дымоходов.
А вот уже продольный разрез:
Здесь нам нарисовали сваи, части фундамента - можно сказать, театр в разрезе. Но опять никаких признаков ни труб, ни дымоходов, ни самих печей. Конечно, может быть, он как-то топился по-черному, и весь дым выходил через окно. Ну, в таком случае немудрено, что Большой театр пережил столько пожаров!
Вот план уже перестроенного театра по проекту Бове в 1825 году:
Нет никаких труб!
Удивительно, ведь мы понимаем, что на плане должно быть детальное отображение всех, даже самых мелких элементов архитектуры. Я думаю, здесь должны были отображать инженерные коммуникации - туалет и водопроводы, отопление, в том числе печи и дымоходы. По этим планом мы даже не можем понять, была ли там вентиляция. И как такое может быть, что от Большого театра мы имеем несколько проектных рисунков. А где вся остальная документация? Ведь должны быть точные чертежи, но их нет!
Но куда же они делись? Сгорели, конечно же! Их уже не списать на пожар 1812 года, так как театр строился в 1825 году, но нам скажут: театр горел в 1853-м, а все чертежи хранились как раз в театре. Им же там самое место!
Опираясь на эти планы, мы можем точно сказать, что никаких подвальных помещений, тем более глубиной 27 метров под этим театром не было, а мы спускаемся вниз на глубину московского метро в помещения, которые расположились под Большим театром.
Обратите внимание на надпись, что буфеты Бетховенского зала находятся на минус третьем этаже, а также внизу находятся все туалеты. Вы сами можете видеть длину лестничных пролетов между этажами. И подземные этажи в Большом театре высотой не 2,75 м, как у вас в квартире. Тут потолки значительно выше.
На минус первом этаже находятся как раз магазин Большого театра, гардероб и туалеты. На минус втором этаже расположился сам Бетховенский зал. Вы сами можете прикинуть высоту потолков в этом зале. Но как вы уже поняли, это не самый нижний этаж: под Бетховенским залам есть еще буфеты Бетховенского зала. Я пытался посчитать глубину этих сооружений с помощью барометра, но здесь это было не так нужно, так как гид нашей экскурсии озвучил официальные цифры: глубина этих помещений составляет 27 метров. По ее словам, вырыты подвальные помещения были во время реконструкции театра 2005-2007 годов, но с технической документацией ознакомиться невозможно: вся она куда-то пропала, исчезла, уничтожена. Что в 1825 году нет чертежей и планов, что в 2020 году тоже самое, куда-то пропали документы. Ничего не меняется!
То есть, нам говорят, что до 2005 года никаких подвальных помещений в здании Большого театра не было. Но нужны же были какие-то технические помещения, которые располагались под землей? Нужно где-то было расположить печи для отопления, запасы угля или дров, ведь где-то должны были быть туалеты в этом театре?
Сейчас эти туалеты находятся на минус первом этаже, а где же в Большом театре были эти туалеты в конце 18 века, если на планах этих подземных минус первых этажей не было? Но туалеты же должны были быть, тут собирался вся богема Москвы, они пили и кушали во время антрактов, были банкетные залы. А куда же они ходили до ветру? Ну не во двор же зимой бегать в сортир во дворе - не самое это приятное занятие, уж поверьте моему опыту! Я думаю, что бесполезно задавать этот вопрос нашим историкам и искусствоведом, они не ответят про туалеты. Именно из таких вот деталей и вырисовывается вся эта огромная ложь.
Поговорим об освещении Большого театра. Чтобы осветить такой театр, нужно либо огромное количество свечей, которые в антракте нужно одновременно зажечь, а когда начнется представление, погасить. Если это были керосиновые светильники, при таком их количестве, я думаю, невозможно было бы дышать в этом театре, ведь помимо копоти происходило сжигание кислорода. Люди после представления уходили бы оттуда с больной головой. Знаменитая люстра в зрительном зале высотой восемь с половиной метров и весом две с половиной тысячи килограмм была установлена в 1863 году. Тогда она была оборудована газовыми рожками и случалось, что стеклянные плафоны лопались от нагрева и осколки летели на головы зрителей. А уже через 30 лет люстру модернизировали газовые лампы заменили электрическими, а провода проложили по трубкам, через который шел газ. Большую люстру зрительного зала я вблизи рассмотреть не смог, но вот светильники в фойе, как нам говорят, сохранили газовые клапаны. Вот смотрите, я это сфотографировал, они похоже действительно на крантики, которые открывали и перекрывали газ.
Когда же появилась газовое освещение в Москве? Раньше природный газ не использовали, а получали этот самый газ путем преобразования каменного угля при высокотемпературном нагреве от 1000 до 2000 градусов Цельсия. Мы знаем московский газовый завод который был открыт в 1866 году как раз для такого преобразования угля в газ. Но как только что я вам сказал, люстра в Большом театре была оборудована под газовое освещение уже в 1863-м, то есть за три года до основания первого московского газового завода!
Я думаю, что если бы наша история была правдивой, то не было бы столько глупых нестыковок. А сейчас история любого здания, которому около двухсот лет, преподносит нам массу сюрпризов.
Если вы по каким-то причинам до сих пор не подписались на мой канал, советую сделать это прямо сейчас: вас ждет много интересного!