Екатеринбург с точки зрения архитектуры и градостроительства с каждым годом теряет ценность: ансамбли разрушаются или остаются загороженными новоделами, а памятники архитектуры один за другим исчезают: внезапно сгорают за ночь перед началом очередного строительства или открыто сносятся под разными предлогами. Сегодня в Екатеринбурге хотят снести аэровокзал «Уктус», который власти не признают объектом культурного наследия. Это место стало началом развития гражданской авиации на Урале, а для сотрудников было не просто работой — многие были соседями и дружили семьями. На месте аэровокзала планируется строительство нового транспортного узла. «Если честно» рассказывает историю этого здания и объясняет, почему оно важно для города.
Начало гражданской авиации на Урале
В 1923 году в Екатеринбурге построили временную лётную полосу для участия в «неделе авиации» — (в течение семи дней проходили соревнования пилотов по лётному мастерству, зрители смотрели на выставку самолётов. Позже авиационные недели начали проводить в разных регионах России. Первая была проведена в Санкт-Петербурге в 1910 году — прим. авт.). В это время в городе должен был приземлиться самолёт, который следовал из Москвы до Ново-Николаевска для демонстрации достижений в авиастроении и пилотировании. С этого события началось активное развитие гражданской авиации в регионе — рядом с временной полосой возвели ангары, город получил несколько самолётов.
К 1928 году появился постоянный аэродром, который перенесли на два километра дальше и расположили за чертой города. В 1937 году было решено строить полноценный аэровокзал — в проекте были служебные помещения, залы ожидания, ресторан, комнаты отдыха с видом на лётное поле. Воздушный транспорт дал людям множество новых возможностей. Из «Уктуса» летали к поселениям в тайге и тундре, Западной Сибири и Приполярья, городам среднего и южного Урала. Авиаперелёты были единственной связью с этими местами. Во время войны 1941-1945 лётчики аэропорта улетали в служебные командировки. «Уктус» стал важной частью всей российской авиации — через него пролегали самые длинные маршруты сообщения Москва — Дальний Восток, аэропорт обладал особым магистральным статусом. А авиаремонтные мастерские «Уктуса» были стартовой площадкой для строительства Уральского завода гражданской авиации.
Аэровокзал построен по индивидуальному проекту. В то время строительство часто велось по типовым проектам, которые можно было использовать для создания серий зданий в разных городах. Аэровокзалы также часто были типовыми — проект выбирали исходя из нужной пропускной способности. Индивидуальные проекты стоили дороже и создавались дольше, но зато фасады и конструкции были уникальными для конкретного места. Сейчас только «Уктус» сохранился в первоначальном виде из тех аэровокзалов, что носили подобный статус.
Семья главного инженера переезжает в Свердловск
«Оно было удивительной красоты. К входу вела прекрасная аллея из низких кустарников. Подходишь к зданию — оно такое светлое, просторное, такие красивые лестницы. Я полетала и поездила везде, но такого здания, такой конструкции не видела», — рассказывает Эмма Борисовна Зайцева, дочь заместителя главного инженера гражданской авиации на аэровокзале «Уктус», Бориса Ивановича Зайцева.
Вся семья Эммы Борисовны оказалась в Свердловске в 1948 году: «В сентябре месяце, я училась во втором классе, моего папу пригласил сюда на работу главный инженер управления гражданской авиации — Андреевский Анатолий. А папа в это время работал главным инженером Тюменского авиационного завода №406. Ему во время войны приказали создать этот завод для ремонта самолетов военных».
Борис Иванович Зайцев с 1948-го по 1960-е работал на аэровокзале: «Очень интересная у них была служба — в подчинении гражданского управления была территория от Казахстана до Северного Ледовитого океана и от Прибалтики до Новосибирской области», — рассказывает Эмма Борисовна.
Семья
Вокруг «Уктуса» сформировалось особое сообщество, общение коллег не заканчивалось на работе — многие жили по соседству и вместе проводили время семьями.
Всех, кто занимал руководящие должности на аэровокзале, в то время селили в один двор: «Дома те назывались “Дворянское гнездо”. Там жили все руководители аэрофлота. Во дворе этого гнезда мы садили картошку, а потом родители разбили нам волейбольную площадку. К нам приходила туда вся шпана, которая жила рядом. Родители никогда не боялись меня никуда отпускать, потому что мы все очень были дружны. У нас был дворник, он ходил в белом фартуке с жетоном — этот дворник каждый день отчитывался папе про мое поведение. Я любила ползать по заборам, по крышам и папа всегда удивлялся: “Как так можно, девочка?”».
Сотрудники аэровокзала жили в домах по соседству и собирались по разным поводам: «У них были такие новогодние встречи, человек по двадцать собирались. Вместе выезжали в лес».
В домах «Дворянского гнезда» жили пилоты, которые улетали из «Уктуса» в командировки: «Я никогда не забуду, как однажды к нам во двор с севера привезли большущую рыбу в целый кузов пикапа. Был у нас ещё сосед, Гена, он тоже с севера привозил рыбу», — а другой знакомый пилот по соседству был женат на актрисе Свердловского театра Музкомедии, которая доставала семье Зайцевых бесплатные билеты на спектакли, рассказывает Эмма Борисовна.
Восьмилетней девочкой она часто бегала на работу к отцу. Здание находилось относительно близко к дому — можно было быстро доехать на велосипеде или добраться троллейбусом: «Их служба сидела наверху. Не только я одна такая была, нас, детей, таких много было. И я всех знала, и детей знали».
Парк на лётном поле
В 1954 все дальние рейсы были перенесены в только построенный аэропорт «Кольцово», на «Уктусе» осталось сообщение местных авиалиний. В 80-х началось строительство Ботанического района, полёты стали небезопасными, решено было перенести аэропорт в Арамиль. На месте лётного поля разбили парк, а в здание аэровокзала заехало Уральское управление воздушного транспорта. С конца 2019 года здание пустует.
Разговоры о застройке территории, где сейчас находится здание аэровокзала «Уктус», начались ещё в 2016 году. Тогда на заседании Градостроительного совета было принято решение построить на этом месте новый транспортный узел. Проект строительства автовокзала компании «Малышева-73» представил её основатель, Игорь Заводовский. Эта же фирма занималась строительством нового ТЦ на месте снесённого универмага «Пассаж», памятника конструктивизма. В сентябре 2017 года снесли семь жилых домов рядом с аэровокзалом, а к октябрю 2018 — здание завода гражданской авиации.
Снос — это не норма
Такие памятники не представляют интереса для власти: «Это просто элементарное неумение оценить градостроительный потенциал территорий. Нет никакой оценки потенциала культурного наследия Екатеринбурга, стратегии его сохранения и развития. Это касается не только памятников архитектуры, но именно в этом вопросе утрата означает ничем невосполнимый потенциал», — говорит Марина Сахарова, градостроитель, координатор общественного движения «Реальная история». Снос — это не норма, а «дикость», по словам Сахаровой.
Почти столетняя история гражданской авиации на Урале начиналась с аэровокзала и аэропорта «Уктус». Зданий, которые построены на стыке архитектурных стилей, в Екатеринбурге почти не осталось. Снос аэровокзала был запланирован на март 2019 года, но тогда он так и не начался. Добиться статуса объекта культурного наследия для здания старались общественники и активисты. Здание дважды пытались включить в реестр объектов культурного наследия и дважды получали отказ.