Сейчас все проблемы принято сваливать на COVID-19. Коронавирус уже получил статус врага №1, а карантин и пандемия попали в список главных кризисных факторов мировой экономики. В итоге каждый сегмент рынка рапортует, с какими сложностями столкнулся из-за коронавируса и как вынужден выживать в новых условиях. Страховой сектор — не исключение. Пандемия вызвала не только сокращение объемов премий компаний отрасли, но и изменила подходы к предоставлению страховых услуг. Эксперты рынка в один голос заявляют, что страховщиков ждет кризис. Однако, если говорить честно, этот кризис настал бы и без коронавируса — страхование должно было войти в пике при любых раскладах. Почему так?
В последние годы страхование «выезжало» на тех драйверах рынка, которые были активизированы более 5 лет назад и уже стали терять силу. Им на смену пришли свежие рыночные драйверы, но уже не такие ресурсные. Например, страховщики запустили целый ряд новых онлайн-продуктов — недорогих коробочных страховок, которые охотно раскупаются клиентами. Таких как, например, полис «Телемед», открывающий доступ к онлайн-консультациям врачей или программа «Стопкоронавирус», актуальная в условиях пандемии. Однако большого прироста премий такие полисы не дают из-за сравнительно низкой цены. Если раньше можно было получить порядка 50 000 рублей премии от продажи одной программы каско, то теперь все изменилось. Добровольные автостраховки покупают реже (как и новые машины), поэтому страховщику для получения той же суммы нужно реализовать несколько коробочных продуктов и заплатить комиссионные (агентам, банкам и т.д.).
В таких условиях рынок просто не может развиваться прежними темпами. По итогам 2019 года страховой сегмент практически не вырос, сборы компаний составили 1,48 трлн рублей (+0,1% к итогам 2018 года). Зато выплаты выросли на 16,9% — до 610,9 млрд рублей. Пока ситуация не кажется проблемной (объемы сборов больше, чем выплат), однако на практике все не так безоблачно. В страховании сборы предшествуют фактическим выплатам, соответственно, нужно анализировать ситуацию в перспективе минимум 2–3 лет. В этом контексте отсутствие прироста в сборах — тревожный симптом, говорящий о близком кризисе. Ведь если сборы не увеличиваются, а выплаты растут, страховщик может потерять финансовую устойчивость. Особенно, если учесть сопутствующие расходы на комиссии, администрирование выплат и судебные споры.
А суммы таких расходов весьма значительны. Например, за прошлый год страховые компании выплатили посредникам 326,4 млрд рублей комиссионных — на 17,4% больше, чем в 2018 году.
Обычным потребителям кажется, что страховщики хорошо зарабатывают на обязательных видах страхования, таких как ОСАГО, ОПО (страхование опасных объектов), ОСГОП (страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами). Однако на практике это не так. На долю обязательных видов в 2019 году пришлось всего 16% сборов. Основную долю (84%) компании заработали на добровольном страховании, темпы развития которого сейчас падают.
Что поможет рынку выжить в кризисные времена? Ответ на этот вопрос пока не найден, и пандемия коронавируса только осложняет его поиски. В идеале, страхованию нужны новые драйверы, но создать их в условиях всемирного экономического спада довольно сложно. Безусловно, будут меры поддержки со стороны властей, но это скорее костыль, помогающий не упасть, он не даст стимулов для развития. Сейчас рынку необходимо перетряхнуть все бизнес-процессы и качественно измениться, чтобы преодолеть кризис. Посмотрим, как страховые компании с этим справятся.