Я написала очередную сказку про девочку, в которой невольно всплыла строчка из стихотворения Роберта Рождественского. Лирический герой обращается к женщине и просит ее как-то попуститься в силушке, чтобы этот самый герой проявил мощь. Я ни слова не скажу о художественной ценности произведения, потому что не литературный критик (может, текст вообще был написан в ироничном ключе).
5 базовых проблем стихотворения
1. Переваливание проблем с больной головы на здоровую
У героя ощущение дефицита силы, поэтому он делает что? Нет, не занимается решением своих проблем, а пытается манипулятивно прогнуть мир под себя, потому что у него лапки. Ты будь слабенькой, а я окачу волной своей силушки:
Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста.
И тогда подарю тебе я чудо запросто.
2. Рыцарский дискурс
Фантазии о героическом эпосе, в котором герой то спасает леди из пожара:
Из горящего дома вынесу тебя, сонную
То то из бущующих волн:
В море брошусь, густое, зловещее, и спасу тебя
То есть женщина в ситуации опасности должна притвориться слабенькой, чтобы наш герой (который за абзац до этого расписался в собственной слабости), героически ее спас. И это даже не наставления в духе Мамушки Скарлетт О'Хара «приличная леди должна есть как птичка», а прямой призыв подвергнуть себя риску ради чужого эго.
3. Грусть вместо сорадования
Герой горько говорит о сильных сторонах женщины и ее способности к выживанию:
Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого,
Ты сама не боишься ни свиста пурги, ни огня хрустящего».
Восклицает:
Но ведь ты же сильнее меня, сильней и уверенней!.
Сетует:
Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь,
Не заплачешь и не застонешь, если захочешь
4. Приписывание своих трудностей силе женщины
Лирический герой пишет о женщине ресурсной, способной, прощающей — красота же. Но тут обнаруживается:
Мне с тобою — такой уверенной - трудно очень.
И как же поступает наш герой? Находит женщину себе по плечу? Решает проблемы с этой женщиной за счет прокачки своего характера? Обращается к психотерапевту? Трижды нет!
5. Попытка выехать за счет другого
У женщины из стихотворения сложился характер. Она знает, чего хочет и отлично управляет своей жизнью. Герой хочет это изменить, ослабить. Очевидно, что хорошо бы решать свои проблемы без подобных призывов:
Хоть нарочно, хоть на мгновенье - я прошу, робея,-
помоги мне в себя поверить, стань слабее.
Как в себя поверить, если ты просишь сильного человека стать слабым, чтобы смочь над ним в надстройку? Это скорее в труху способно рассыпать самооценку. Ведь ты же всегда будешь знать: это была игра в поддавки, о которой ты сам умолял.
В качестве ролевой игры, на которую согласны оба, — сойдет, но как предложение на серьезных щах — выглядит крайне жутко.
Пока этот текст писался, ко мне на клавиатуру пришла Шу и высказала свое мнение тоже:
ttttrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr
А вы что думаете?
Лена Низеенко