Сватовство — старинная традиция, которая в определённой степени существует и сегодня. Конечно, современная форма сватовства отличается от старинных обычаев, зачастую несёт только формальную роль и совершается в дань традициям.
Простыми словами, сватовство — это предложение представителями жениха родителям невесты выдать их дочь замуж.
Сваты приходили в дом к родителям невесты и предлагали своего жениха, пытаясь получить согласие на свадьбу между молодыми. Зачастую две семьи договаривались о том, чтобы породниться, соответственно, оговаривая не только брак, но также приданое и выгодные стороны такого союза.
Даль в своём толковом словаре так охарактеризовал данный термин
«Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то».
Из этого определения может быть ясно, что в процессе сватанья больше считались с мнением родителей невесты, чем с мнением девушки. Конечно, для нашего времени, когда главным считается мнение невесты и жениха, а мнение родителей зачастую и вовсе не ставится в рассмотрение, такой обычай может показаться довольно несправедливым по отношению к воле и чувствам невесты, однако в древности успех, процветание и даже выживание семьи в сложных условиях было на первом месте.
Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.
В роли свах часто выбирались родственники жениха или специальные люди, для которых сватовство было настоящей работой. Для этой роли подбирали умных, красноречивых, остроумных людей, которые могли расписать достоинства жениха как можно краше и вызвать искренний интерес у семьи невесты. После того как жених или семья жениха выбирала кандидатуру, к ним засылались сваты. Сваты приходили обычно ближе к вечеру, или даже после заката солнца (чтобы не навлечь сглаз), когда вся семья собиралась в доме.
Родители невесты зачастую не спешили с ответом, набивая цену своей дочери, просили подождать и говорили, что за их дочерью много охотников пожениться. Положительный ответ вовсе не был обязательным. Родители невесты могли отказать, если их не удовлетворял сам жених или же его семья. Также родители могли отказать, если их дочь-невеста всячески отказывалась от замужества с тем или иным человеком.
После сватовства проводились два обряда: смотрины и рукобитие.
Смотрины
Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.
Смотрины существовали двух видов: смотрины невесты и смотрины хозяйства жениха. В первом случае семья жениха устраивала смотрины девушки, оценивала её достоинства и недостатки, внешние качества, скромность, покладистость, различные умения. Во втором случае родители невесты устраивали смотри ны жениха, для чего приходили в его дом и устраивали «домоглядство». Семья жениха в это время пыталась представить своё имущество более красиво и богато.
Если семья невесты принимала положительное решение, проводился обряд, который назывался Рукобитие, Заручины, Просватанье, Своды или Свадебный договор.
Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.
А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.
Сегодня нечто похожее называется помолвкой.
Рукобитие — свадебный обряд, который устраивала семья невесты. Обе семьи собирались и договаривались о сроке свадьбы, приданом невесты, подарках, всех расходах и так далее. По завершении всех переговоров, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, откуда, собственно, и пошло название обряда. С этого дня невеста считалась просватанной, обручённой или помолвленной. После обручения, ни сторона жениха, ни сторона невесты не могли отказаться от свадьбы.
Отказ от свадьбы - это было делом бесчестным, в царские времена за это полагалось взыскание штрафов и даже уголовное наказание. Также, во многих местностях исследователи зафиксировали обычай, следуя которому, обручённые сразу после рукобития могли жить, как муж и жена.
Так же на Руси, существовал, обряд похожий по своему значению, на наш современный "девичник". Данный обряд— это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху.
Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.
Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.
Сразу после рукобития, невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление.
Стоит отметить, что перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.
Также существовал, в традициях, ещё один интересный обряд, посвящённый "раскрыванию невесты". Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь.
В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.
Окончание свадьбы именовалось - отводинами.
«Отводины» - совместное посещение молодых родителями невесты знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы.
Хотя, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.
Вообще, история русского народа очень интересна и мне жаль, что большая часть её забыта. В данной статье я лишь предлагаю Вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, и которые на сегодня с успехом позабыты или переделаны на новый лад.