Найти в Дзене
ОПОРА-СОЗИДАНИЕ

Династия Рябушинских. Как простой крестьянин стал основателем промышленной империи.

Феномен основателя династии предпринимателей Рябушинских Михаила Яковлева - удивителен. Простой крестьянин, вступил в купечество, был разорен, но после десяти лет службы в найме, смог начать все сначала, чтобы впоследствии передать своим сыновьям не только торговое дело, но и промышленную империю.
Какие навыки, решения, знания помогали дореволюционным предпринимателям добиваться успеха? В канун Дня предпринимателя сотрудники московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей делятся с нами удивительно честными и вдохновляющими историями.

В начале XX века знаменитые предприниматели братья Рябушинские владели текстильными и писчебумажными фабриками, лесопильным и стекольным заводами, экспортировали лен, основали Московский банк и Московский автомобильный завод АМО (в Советское время – знаменитый ЗИЛ). А родоначальником династии был простой калужский крестьянин Михайла Яковлев.

12-ти лет Михаил был отдан мальчиком в торговлю, а в 16 лет, в 1802 году он прибыл в московское купечество - записываться в 3-ю гильдию. Для этого требовалось «объявить» капитал размером от 1 до 5 тысяч рублей. Не совсем ясно, откуда у молодого человека из крестьянской семьи могли появиться немалые по тем временам деньги – вероятно, помог старший брат, также избравший торговую стезю. Торговлю братья вели в Гостином дворе, лавки имели в Холщевом и Ветошном рядах.

Дела у предпринимателей шли неплохо – вплоть до 1812 года, когда война с Наполеоном и пожар в Москве разорили многих купцов. Не избежал этой участи и основатель династии Рябушинских. Он был вынужден подать в Купеческую управу рапорт, в котором уведомил о разорении, о неимении купеческого капитала и попросил о переводе в мещанство. Только представьте, какие чувства должен испытывать молодой коммерсант, только-только почувствовавший вкус, как мы сказали бы сегодня, «бизнес-успеха»!

«Мещанский период» Михаила продолжался десять лет – все это время он служил приказчиком у купца Сорокованова.

Династия Рябушинских. Изображения основателя династии, Михайлы Яковлева, не сохранились.
Династия Рябушинских. Изображения основателя династии, Михайлы Яковлева, не сохранились.

Впоследствии внук Михаила, Владимир, один из знаменитых братьев Рябушинских, вспоминал, как он, волнуясь от плохих, продолжавшихся в течение нескольких лет дел, говорил об этом с отцом, и как тот его успокаивал, заявляя, что все это нормально, в течение его долгой жизни повторялось не раз, и что период упадка всегда сменялся периодом процветания. Нужно переждать. «Действительно, на практике попробуйте даже только после пяти лет процветания заставить себя готовиться к плохим годам и после пяти лет плохих дел верить в хорошие года и готовить­ся к ним. Только очень большим людям это доступно», - писал Владимир Рябушинский.

Владимир Рябушинский, внук основателя именитой династии.
Владимир Рябушинский, внук основателя именитой династии.

В 1823 году Михаил Яковлевич Рябушинский объявил 8 тысяч рублей капитала и записался в 3-ю купеческую гильдию.

Обороты торгового дела постепенно росли. Помещичья и купеческая мануфактура в 20-е-40-е годы испытывала серьезный кризис. Многие городские фабрики ликвидировались, а рабочие уходили в деревню и прямо в избах заводили домашние кустарные мастерские, занимались ткачеством, набивкой миткаля. Этим кустарным товаром и торговал Михаил Яковлевич, отправляя его в Москву.

В 1844 году у наследников купца Сорокованова – того самого, у которого служил в найме –он выкупает каменную лавку в Холщевом ряду, а затем приобретает и 4 соседние лавки за 4 000 рублей. Ассортимент в его торговых рядах был широк: 57 наименований шерстяных и 42 вида хлопчатобумажных тканей, от самых простых до чрезвычайно изысканных, вроде элегантной «краузе с насыпью» и неведомой заграничной «лянзи вульзи». Поэтому покупатели лавки Рябушинского любили и не обходили стороной.

Торговые ряды, Гостиный двор. Москва, XIX в.
Торговые ряды, Гостиный двор. Москва, XIX в.

В середине 40-х годов Михаил Яковлевич заводит собственную фабрику для выделки полушерстяных изделий. Так было положено начало будущей промышленной империи Рябушинских. На фабрике вырабатывались ткани из английской и русской шерсти, бумажной пряжи, были и жаккардовые станки. Продукция реализовывалась в лавках хозяина – как видите, идея фирменных магазинов «от производителя» совсем не нова!

Мануфактурные фабрики Рябушинских, Вышний Волочёк. Приобретены в 1869 году. Благодаря энтузиазму Рябушинских, В. Волочёк стал вскоре одним из центров текстильной промышленности России.
Мануфактурные фабрики Рябушинских, Вышний Волочёк. Приобретены в 1869 году. Благодаря энтузиазму Рябушинских, В. Волочёк стал вскоре одним из центров текстильной промышленности России.

Московским фабрикантом было основано еще две мануфактуры на исторической родине, в Калужской области. Одна из них даже была оснащена паровым двигателем, выписанным из Манчестера! Ввиду преклонных лет Михаила Яковлевича строительство фабрик стало заслугой его среднего сына – Павла Михайловича, продолжателя и наследника семейного бизнеса. Вместе с братом Василием он получил огромное наследство - общая сумма оставленного Ребушинским-старшим имущества оценивалась в 2 миллиона рублей. Примечательно, что часть своего капитала Михаил Яковлевич приказал направить на то, чтобы «призирать и кормить нищих и несчастных».

Дом Рябушинских в Голутвинском переулке, г. Москва
Дом Рябушинских в Голутвинском переулке, г. Москва

Как отмечали его внуки, не так много людей сумели из имевшейся тысячи рублей создать в течение сорока лет два миллиона. В чем же секрет успеха величайшего российского промышленника?

«Особенностью Михаила Яковлевича была сильная воля, соединенная с мировоззрением «хозяйственного мужика». Все для дела – ничего для себя. Таков был девиз жизни М.Я. Рябушинского…».

Этот девиз стал девизом и его потомков, продолживших семейное дело грамотно и чрезвычайно успешно.

В материале использованы фрагменты из книги Ю.А. Петрова "Династия Рябушинских", изд. "Русская книга", 1997 г.

Наука
7 млн интересуются