Добрый день, уважаемые читатели!
Продолжаем говорить об акварели. В предыдущих постах, мы рассматривали: Техники рисования в акварели, Послойную технику акварельной живописи и Гиперреализм в акварели. Предлагаю окунуться в тему свечения в акварельной живописи, как оно создается и для чего используется.
Многие годы и даже века, художники и люди, желающие овладеть искусством рисовать акварельными красками искали способы выразить свет и эффекты которые он передает. Ведь именно свет так нас пленяет когда мы его видим "в живую". Игра тени и света всегда загадка, история, которая может иметь абсолютно любое значение для человека, смотрящего на них. Именно свет позволяет превратить любой объект в нечто новое, наполненное и представленное перед нами уже не простым объектом, а неким произведением искусства.
Именно яркость и прозрачность всегда искали акварелисты, а благодаря своим свойствам акварель позволяет создавать эти эффекты света и прозрачности. Легкие, свободные штрихи позволяют наполняться акварели магией. Благодаря своему удобству, краски заслужили широкое внимание к себе. Благодаря именно бликам и лучам света любой рисунок может поражать внимание, а не правильное или неуместное их наложение наоборот портить даже самый хороший рисунок. Именно эти параметры делают рисунок - картиной, живым и "дышащим" на который хочется смотреть и его же рассматривать.
Для того что бы рисовать акварелью необходимо всегда иметь при себе следующие материалы:
1. Краски. Это могут быть краски в любом исполнении, для начинающих можно приобрести обычные краски в канцелярском магазине (все же мы с чего то начинали) или же краску в тубах (она дороже, но использование у нее для некоторых картин намного проще) или кюветах (как и краску в тубах можно найти в крупных хобби-гипермаркетах продающихся как в наборе, так и по отдельности, к примеру можно найти кюветы по 50-60 р. за штуку);
2. Палитра. Палитру можно использовать специальную приобретенную в магазине или то что можно найти дома - небольшую тарелочку (я часто пользуюсь и обычной пластиковой одноразовой, на ней удобно смешивать цвета и оттенки и добавлять нужное количество воды);
3. Кисти. Можно купить в любом канцелярском магазине или найти дома. Для тонкой работы используются небольшие кисти из такого материала как Колонок (примечание - некоторые синтетические кисти сейчас не уступают дорогим кистям из колонка);
4. Бумага. На этом материале лучше не экономить, в противном случае можно получить нежелательный эффект. Лучше конечно брать бумагу для акварели плотностью не ниже 300г/см, но 200 г/см, которые зачастую продаются в магазинах, при грамотном использовании воды тоже не плохо держат краску и бумагу;
5. Площадь для рисования - планшет, мольберт или стол. Кому как удобнее;
6. Прочие мелочи. Для рисования часто используется скотч (обычны бумажный для удобства), который позволяет прикрепить бумагу к рабочей поверхности и сделать небольшое отступление рисунка от края листа.
Итак, проговорив о материалах для акварели, вернемся к теме света в акварели и как его можно добиться. Предлагаю рассмотреть несколько способов работы:
1. Рисование с белым основанием. Хороший способ для рисования предметов, еды или небольших портретов. Благодаря тому что часть фона остается белым, внимание концентрируется на объекте, привлекая взгляд именно к нему.
Можно выбрать объект для рисования, сделать набросок его контура и уже работать с выделенной областью. Если Вы хотите более четких линий, можно использовать и малярный скотч и, в более дорогом варианте - маскирующую жидкость. Они позволят не закрасить/испачкать нужную часть листа. Обязательно необходимо запланировать то - какие цвета и слои вы будете рисовать, их последовательность наложения. Лучше на первых порах - нарисовать общий фон и не углубляться в детали, что позволит не перегрузить рисунок и остановиться на самом главном - цвете и свете.
2. Рисование бликом при помощи маскирующей жидкости. Маскирующая жидкость позволяет оставлять светлыми и нетронутыми более мелкие детали, которые, согласно вашей задумки в последствии можно оставить нетронутыми или придать им другой цвет/оттенок. Очень часто ее можно увидеть в уроках художника гиперреализма Д.Ф.Даудена, о котором мы говорили в прошлом посте.
3. Промокание. Эффективный способ, который позволяет убрать часть еще сырок краски с листа, высвечивая при этом какой то объект или эффект. Такое промокание позволяет придавать разнообразные эффекту небу и облакам, проявляя их светимость. Но в других вариантах или темах этот способ тоже можно использовать - главное что бы это соответствовало вашей задумке.
4. "Резервирование" части рисунка при помощи памяти. То есть, при планировании рисунка вы определяете где будет блик или высветление и это место обходите либо меньшим количеством краски, либо вообще не затрагивается краской. Если оставлять часть рисунка (для блика) белой и нетронутой, то при рисовании и обходе ее краской, после высыхания могут остаться более четкие и яркие контуры краски, что тоже может дать нужный эффект. Рисование таким методом заливки позволяет добиваться воздушности, так как прорисовывая тени, можно заставить свет принимать те формы, которые вы пожелаете.
Последнее, что нельзя отнести к методам, но и нельзя оставить без внимания, это то, что свет в акварели не любит чрезмерной четкости и выверенности деталей. Что бы рисовать светом не нужно зацикливаться на мелочах - нужно рисовать общую картину, что бы она могла дышать и излучать свет. Нужно не бояться пробовать смешивать цвета, применять разные техники. Ведь именно страх зачастую останавливает нас в шаге от шедевра.
Если тема света в акварели Вас заинтересовала, предлагаю почитать книгу Джекки Баррас, которая очень подробно рассказывает о материалах и методах, которые позволяют максимально эффективно добиться нужного эффекта в рисовании светом в акварели. Книга полностью переведена на русский язык и доступна по запросу в поисковике, поэтому сложностей с ее прочтением возникнуть не должно.
Спасибо за внимание!
Мне очень интересно Ваше мнение об этой теме, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, для меня это очень важно! :)