- Этому Великому американскому промышленнику и изобретателю больше, чем любому другому, принадлежит заслуга внедрения технологии конвейерного производства в современную промышленность. Сделав это, он координально изменил уровень массового производства в США, а потом и во всем мире.
Форд, родился неподалеку от города Дирборн, в штате Мичиган, никогда не учился в высшей школе. Закончив грамматическую школу, он трудился помощником машиниста в Детройте, потом ремонтником и инженером. Форд был достаточно молод, когда в 1885 году Карл Бенц и Готлиб Даймлер изобрели свои автомобили и начали продавать их. Форда очень сильно заинтересовали эти «повозки без лошадей», увлекшись изучением и конструированием автомобилей, в 1896 году он сконструировал автомобиль до своему проекту ,но несмотря на его таланты, первые два его проекта развалились, на тот момент Генри было уже 40 лет. Но Форд от природы был очень упорным, и в 1903 году он предпринял еще одну попытку и создал третий проект- «Форд Мотор Компани». Эта компания принесла ему богатство, славу и продолжительное влияние на весь мир. Быстрого успеха компания добилась главным образом благодаря основной концепции Форда, которая выражалась в его слоганах: «… сконструировать и продавать автомобили, созданные специально для каждодневной езды — для бизнеса, профессиональной деятельности и семейного пользования;…машину, которой будут восхищаться мужчины, женщины и дети, а именно ее компактностью, простотой, безопасностью, удобством и — наконец, но не в последнюю очередь — исключительно разумной ценой, которая доступна тысячам людей, которые и подумать не могут о том, чтобы заплатить огромную сумму, запрашиваемую за другие автомобили».
Его первые модели, хотя и довольно неплохие, не совсем отвечали этим высоким целям. Но знаменитая «Модель Т», представленная в 1908 году, перевернула мир автомобилестроения. Это была самая массовая из всех произведенных к тому времени машин, и в конце концов было продано более 15 миллионов таких автомобилей. Форд сразу понял, что для того, чтобы продавать свои автомобили быстро и много, он должен снизить их себестоимость. С целью достигнуть этого, он ввел на своих заводах ряд очень эффективных технологий. Они включали в себя: 1) полностью заменимые части, 2) большую степень разделения труда, 3) сборочную линию. Все это было направлено на то, чтобы повысить эффективность каждого отдельного рабочего.
Главный момент, считал Форд, заключался в том, чтобы рабочий не тратил время на переносы необходимых ему материалов и инструментов. Вместо этого Форд организовал доставку необходимых материалов к рабочему с помощью конвейерных лент, скользящих дорожек или по прикрепленным к потолку цеха рельсам. Предметы располагались на уровне пояса, где рабочий мог выполнить свою работу гораздо быстрее. Методы производства требовали тщательного анализа и постоянного усовершенствования, поиск более эффективных технологий. Метод Форда был таков: сложную задачу следовало разделить на несколько простых, чтобы с ними могли справиться рабочие, без долгих периодов подготовки. Но ни одна из этих идей не принадлежала лично Форду. Энди Уитни применил взаимозаменимые части примерно на век раньше; хорошо известный специалист Фредерик Уинслоу Тейлор защищал все эти идеи в своих трудах, а несколько маленьких фирм уже использовали сборочные линии для своего производства. Но Форд был первым масштабным промышленником, который применил все это целиком.
Результаты были поразительными: в 1908 году самая дешевая «Модель Т», продававшаяся за 825 долларов, упала в цене до 500 долларов. В 1916 году цена снизилась до 360 долларов. Наконец в 1926 году розничная цена достигла рекордно низкой отметки — 290 долларов. Поскольку стоимость упала, спрос увеличился. США стали «страной на колесах», а Форд — одним из самых богатых людей в мире. Благодаря тому, что рабочие стали действовать более продуктивно, он смог позволить себе повысить им заработную плату. В 1914 году Форд потряс промышленный мир, подняв минимальное жалованье до пяти долларов в день — огромная сумма для того времени, почти в два раза больше средней заработной платы того времени. Когда новое, более высокое жалованье распространилось по стране, результатом стало превращение промышленных рабочих из бедного класса в средний класс. Но новаторство Форда оказало более широкий эффект. Он не делал секрета из своей технологии массового производства, а наоборот, активно пропагандировал ее. Другие производители, видя его успех, переняли его прогрессивные методы. Результатом стало огромное повышение объемов производства во всей стране, а потом и в мире.
Достигнув финансового успеха, Форд пошел в политику. Результаты этой деятельности, однако, разочаровали его. Яростные призывы к миру в начале первой мировой войны не имели никакого результату. В 20-х годах он вступил в кампанию антисемитской пропаганды, но это лишь дискредитировало его. В конце концов Форд публично вышел из этой кампании. В 30-х годах он яростно боролся с организацией профсоюзов, но это настроило против него рабочих и не принесло компании никакой пользы. Поэтому Форд вышел и из этой борьбы тоже. Однако последние действия хоть и нанесли вред репутации Форда, но оказали сравнительно небольшое воздействие на мир. Они никак не принизили важности его роли в революции в области промышленного производства, сильно увеличившей выработку и достаток рабочих.