Марк Порций Катон Старший (последнее прозвище он получил уже от историков, чтобы не путать его с правнуком — прославленным политиком, который будет жить в следующем столетии) не был приятным человеком. Он не стремился понравиться всем подряд, скорее наоборот, портил отношения со всеми, с кем мог. Например, произнёс пылкую речь в поддержку так называемого закона Оппия, направленного против роскошных одеяний римских дам: им запрещалось носить разноцветные одежды, владеть более чем половиной унции золота (14 грамм) и использовать повозки в столице иначе, как для поездок в храмы.
Катон потерпел неудачу — закон всё равно отменили, матроны и девицы отпраздновали это событие, выйдя на улицы в самых дорогих и вызывающих платьях, а про Катона и его единомышленников, разумеется, при этом говорили всякие гадости. Катон вообще не любил роскошь, в особенности показную, и неустанно обличал римских нобилей, включая таких влиятельных, как Корнелий Сципион. Не любил он и всё иностранное, в первую очередь греческих философов, которых обвинял в развращении римской молодёжи.
Именно Катон стал активно пропагандировать теорию «упадка нравов» и неустанно выискивал пороки, которым, по его мнению, предавалась римская аристократия. Но всё-таки иностранцев он не любил ещё сильнее — побывав с посольством в Карфагене, он был поражён его расцветом после поражения во Второй Пунической войне. Считая Карфаген неисправимым врагом всего римского, с тех пор каждое своё выступление в сенате Катон завершал фразой: «Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». В отличие от неудачной борьбы с роскошью, в данном случае Катон всё же добился своего и перед смертью успел застать начало Третьей Пунической войны.
Из-за своего неуживчивого характера, Катон часто подвергался судебным преследованиям. По свидетельству знаменитого римского историка Плиния Старшего, Катона за всю его жизнь пытались осудить 44 раза, но безрезультатно. При всём вышесказанном, именно Катона многие современники искренне считали идеальным римлянином, а среди простого люда он пользовался большой популярностью. С чем это было связано? Катон происходил из плебейского рода Порциев, то есть в буквальном переводе свинопасов (слово porcus переводится с латыни как «свинья»). Он сам пахал землю на собственном участке, в то время, когда не занимался политикой. В этом он сознательно подражал знаменитому Цинциннату — диктатору, спасшему Рим в V в. до н.э., после чего вернувшемуся к крестьянскому труду.
Но главное, чем Катон привлекал сторонников — он выражал в сенате требования не только плебса, но и древнеримского среднего класса, включая ремесленников и небогатых торговцев. Ведь деньги на роскошь знать выжимала именно из них — повышением налогов, поборами и требованиями взяток. Поэтому обличения аристократии были очень популярны. То же самое относится к его последовательной антикарфагенской политике. Массовое производство, налаженное в этом мегаполисе, вытесняло с рынков изделия римских мастеров. Лишившись военного флота, Карфаген сосредоточился на морской торговле. Карфагенские купцы перебивали цены римских торговцев, у них были налаженные сети сбыта по всем берегам Средиземного моря, конкурировать с ними римским торговцам было практически нереально. Поэтому требование окончательно уничтожить Карфаген находило живой отклик у многих римлян.
Заняв пост цензора, Катон приложил огромные усилия для наполнения государственной казны — причём за счёт богатых и знатных слоёв населения. Он добился принятия законов о десятикратном повышении налогов на роскошь. Пересмотрел все государственные подряды на строительство общественных зданий — разумеется, в сторону сокращения бюджетных трат. Приказал разрушить все незаконные постройки, возведённые на общественных землях. На сэкономленные средства была отремонтирована городская канализация, фонтаны облицованы каменными плитами, а на форуме построена базилика, которую в его честь назвали базиликой Порция.
Несмотря на свою вражду с философами, Катон не был противником грамотности как таковой. Он написал восемь книг, самой известной из которых стал трактат о земледелии, содержащий множество практических советов по управлению имением. Причём по формату и жанру эта книга повторяла греческие учебники, то есть Катон на практике вовсе не являлся врагом греческой культуры в целом, выступая лишь против самых затратных и непрактичных её проявлений. Его умеренность и практичность привели к тому, что Катон остался в памяти римлян как идеальный политик, которому впоследствии пытались подражать многие — в том чисел и его собственный потомок Марк Порций Катон Младший.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев