Найти в Дзене
Икстория

Переписка Грозного с Курбским: избранные цитаты

Оглавление
Иван IV Грозный выслушивает письмо А. Курбского
Иван IV Грозный выслушивает письмо А. Курбского

Пожалуй, самый острый и принципиальный спор в истории России, отражённый на бумаге — переписка царя Ивана Грозного и его бывшего воеводы Андрея Курбского. Среди историков были сомнения насчёт подлинности документов, поскольку оригинальных писем не сохранилось.

Сегодня подлинность подтверждается находкой "Первого послания Андрея Курбского Ивану Грозному", которое переписано книжником-современником событий Ионой Соловецким.

Пару слов об авторах писем. Иван Грозный первый царь Русского государства; завоевал Казанское и Астраханское княжества, создал "Избранную раду", где разрабатывались реформы (военная реформа, унификация церковных обрядов и др). В 1560 году рада прекратила существование по воле царя.

Андрей Курбский царский воевода, член "Избранной рады"; участвовал в казанском походе, а также в Ливонской войне, после неудач в которой перебежал на сторону врага.

Из Первого послания Курбского

В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя заступники христианские? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, у которых прежде в рабстве были предки наши? (прим.: ханства раньше были частью Орды)

Из Первого послания Грозного

Царь обладал незаурядными литературными способностями
Царь обладал незаурядными литературными способностями
Что же ты, собака, совершив такое злодейство (прим.: измену), пишешь и жалуешься?

А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить.

Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил.

Из "Краткого ответа Курбского"

А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы написать не хуже тебя, <...> но удержал руку свою с пером, потому что, как и в прежнем своем послании писал тебе, возлагаю все на Божий суд.

А кроме того, скажу, что не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам, извергать из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше.

Из Второго послания Грозного

Портрет Ивана IV
Портрет Ивана IV
Вы ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому обороняться», — а нынче вас нет; кто же нынче завоевывает претвердые германские крепости?

А если скажешь, что я <...> не стерпел и не соблюл чистоты, — так ведь все мы люди.

Письмо написано во время удачного наступления в Ливонской войне и отправлено ещё до получения "Краткого ответа" Курбского.

Из Третьего послания Курбского

А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям избранной рады, <...> и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, <...> как и что случилось: и какие язвы были Богом посланы — говорю я о голоде и стрелах поветрия (мора), <...> и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позорнее, — царской души падение.

...вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь говорили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателями и маньяками, <...>, и вместо храброго воинства — кромешниками, или опричниками кровожадными, которые несравнимо отвратительней палачей...

Письмо Курбского стало последним во всей переписке. Возможно, оно не дошло до царя. Так и закончились их письменные войны.

Кто прав? Кто виноват?

Стоит отметить, что первым эпистолярную перепалку начал князь Курбский, при этом переметнувшись на сторону противника. Основания для побега были: велись преследования сторонников "Избранной рады".

Однако поражения Курбского вряд ли могли привести к опале: царь помнил его старые заслуги и не подозревал в измене, к тому же политика опричнины ещё не вступила в силу. Курбский руководствовался собственной выгодой: князь литовский Сигизмунд Август подарил ему владения в Литве. Курбский стал воевать против Москвы.

Конечно, жестокость Ивана Грозного известна всем, но он имел право на произвол, поскольку все и подданные,и он сам верили, что "вся власть от Бога", а значит царь всегда прав. А князь Курбский изменил Отечеству, и в этом ему нет оправданий. А как считаете вы?

Подписывайтесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.