Найти в Дзене
History Fact

Безумец, садист, эротоман. Коммод - Самый противоречивый римский император!

Он сражался на арене с дикими животными и гладиаторами. Он играл в азартные игры. Он спал со всеми с кес мог, независимо от пола и происхождения. Он надевал львиную шкуру, женскую одежду и даже амазонскую одежду. Он убил свою сестру. Он убил преторианских префектов и сенаторов. Он хотел сжечь Рим. Через 1800 лет после его смерти Хоакин Феникс добровольно согласился, что кино навсегда ассоциирует его с одним из величайших тиранов Рима. Кто это?

Одной из самых известных ролей недавнего победителя Оскара стал 45-летний исполнитель роли комикса Джокер, который двадцатью годами ранее в 2000 году сыграл роль Императора Коммода (180-192).

Ванная в печке!

В фильме «Гладиатор» Ридли Скотт изобразил царствование последних Антонинов как период тирании, повсеместной коррупции, упадка морали и, наконец, даже экономического кризиса и падения власти принцепса. Хоакин Феникс, который должен был сыграть роль «злого» императора, чья биография содержалась в сборнике «История Августа» в котором описывается детство: разбивание кубков, танцы, пение, освистывание, разврат и, наконец, дурачеств и становиться как гладиаторы на арене.

В том же сборнике, индивидуальное содержание которого следует рассматривать как анекдоты, а не фактическое описание событий, упоминалось о жестоком характере молодого императора. Это происходит вокруг города Центумцелла, расположенного в южной части Этрурии (современная Тоскана). Коммод должен был сгореть, войдя в ванну, приготовленную для него. Гнев молодого Антонина был настолько велик, что он немедленно приказал бросить несчастного слугу в печь, а затем пригрозил, что, если он не почувствует запаха горящего тела, остальные его подчиненные окажутся в таком же положении. Наконец Говернер пожалев юношу и бросил в духовку овечью шкуру. Уловка сработала и юношу удалось спасти.



Долой Cursus Honum

Год 176 мог бы стать решающим для правления Коммода. Вскоре после победы в гражданской войне на Востоке, где Авивий Кассий был узурпирован годом ранее, Коммод, подготовленный к триумфу, получил консульство, хотя ранее он не выполнял никаких функций, формально предшествующих этой должности в республиканском порядке.

В этом решении император Марк Аурелиуш определенно руководствовался не только отцовской любовью. Ситуация в римском государстве была чрезвычайно сложной. В течение почти десятилетия бушевала чума (возможно, чума), принесенная солдатами вышеупомянутого Авидия Кассия, одного из самых выдающихся генералов партийной войны 161-166 годов. Вероятно, на рубеже 167/168 гг. Дунай был пересечен коалицией германских племен, которая инициировала разрушительные маркоманские войны. В 169 году соправитель с Аврелием Люциусом Верусом умер, а сам философ несколько недель болел, чувствуя последствия чумы. Мы знакомы с посланием, которое ярко символизирует растущие апокалиптические настроения, которые распространялись на Тибре:


человек публично выступил из смоковницы на Марсовом поле и объявил, что когда он сам упадет с дерева и превратится в аиста, огонь упадет с неба, и мир закончится (Scriptores Historiae Augustae. Marcus Antoninus)



Как будто этого было недостаточно, борьба на маркоманском фронте была прервана в 175 году из-за узурпации Авидия Кассия (что, кроме того, должно было быть вызвано, казалось бы, безобидным недоразумением) и восстанием иберийских племен.

-2

Все эти факторы означали, что император Марк Аврелий, все больше и больше опасаясь за свою жизнь, окончательно похоронил cursus honorum и предоставил своему сыну достоинство консула. С точки зрения династической власти это было важно, потому что большинство императоров выполняли свои функции чаще всего через усыновление (например, Тиберий, Траян или Адриан).

Таким образом, император-стоик хотел гарантировать преемственность династии, потому что он искренне сомневался, захочет ли после его внезапной смерти передать власть молодому Антонину. Через месяц после захвата консульства Коммод участвовал в великом триумфе, организованном в честь Марка Аврелия и его победы над Кассием. Конечно, должно быть было довольно удивительно, когда жители Рима в триумфальном квадранте видели не императора, а Коммода, а Марк Аврелий шел рядом с ним.

Еще один Калигула у власти?

Коммод пришел к власти в марте 180 года, вероятно, сразу после смерти Марка Аврелия (17 марта 180 года). Ему было 18 лет (он родился 31 августа 161 года), что сделало его одним из самых молодых, кто принял фиолетовый цвет в Риме и встал в русле Калигулы (24 года, когда он пришел к власти), Нерона (17 лет, когда он пришел к власти) или сам Александр III Македонский (20 лет на момент прихода к власти).

Легко догадаться, что для римских биографов, а также, вероятно, и для римлян Коммода в то время, сходство с первыми двумя правителями вызвало определенно негативные ассоциации.

Еще в 180 году Коммод решил окончить войну с немцами и вернуться в столицу. Над Тибром он одержал победу в честь своего умершего отца. Во время торжественного въезда в Город он снова изменил «протокол», практикуемый во время триумфа с республиканских времен, согласно которому в квадриге должен быть только торжествующий. Его сопровождал Saoterus, любовник, которого император поцеловал несколько раз во время шествия, вместо того, чтобы приветствовать людей, которые приветствовали его.

При воспроизведении образа Коммода Ридли Скотт и сценаристы могли руководствоваться описаниями из вышеупомянутой биографии императора из коллекции Scriptores Historiae Augustae. Его существенным недостатком является, например, тот факт, что он был написан, вероятно, на рубеже IV-V вв., И поэтому контент, посвященный таким императорам, как Коммод, Максим Трак или Галериан, является «программным» и был сформулирован в стиле биографии, который подходит Светонию, а не ссылается на него. Это не означает, однако, что информация о образе жизни Коммода должна быть полностью сфабрикована автором
.

Конечно, молодой император ненавидел сенаторов (и это было взаимностью). Он охотно и быстро удалил сенаторов, которые выступили против его решений. Довольно быстро (вероятно, в конце 182 г.) против него был создан заговор, который, вероятно, стал вдохновением для сценария фильма. В нем должны были участвовать сестра Коммода Люцилла, а также два выдающихся командира периода маркоманских войн: Квадрат и Клаудиус Помпеянус (муж Люциллы). Последний должен был нанести смертельный удар по тирану, но буквально перед ударом он решил крикнуть своей жертве: «Сенат посылает вам этот кинжал».

Квадратуса и Помпейян, вероятно, были убиты в ту же ночь (преторианцы очень эффективно работали над такими вопросами), в то время как Люцилла должна была стать рабом императора (что также могло послужить источником вдохновения для роли Конни Нильсен). Сестра Коммода не задержалась на улице очень долго. Довольно скоро один из ближайших соратников императора, Переннис, убедил правителя отправить Люциллу на Капри, а затем убить там подальше от глаз римлян. Вероятно, это было кульминацией безумия, в которое попал Коммод. Его следующими жертвами стали другие сестры (у него было по меньшей мере семь из них!), Которых он сначала привел на роль секс-рабынь, а затем через короткое время убил. В своих сексуальных излишествах он даже решил назвать одну из своих любовниц своей матерью.

-3

Сумасшествие


Список жертв императора увеличивался с последовательными годами правления, и было мало признаков того, что он когда-либо будет закрыт. Все стало возможным благодаря огромной работе, проделанной его ближайшими советниками, в том числе самым важным из них - Переннисом (командиром преторианской гвардии), который, вероятно, служил ему до 186 года. Он разделил судьбу многих ненавистных "серых выдающихся деятелей" и был убит в результате заговора, организованного равными, сенаторами и армией. Отсутствие влиятельной охраны не ослабило тиранию, которую создал император.

Дополнительные имена были добавлены в список жертв. Там был Буррус - муж одной из сестер Клеандер (преемница Перенниса) и всех его наложниц со своими детьми. Случилось так, что он преследовал такие уважаемые семьи, как Mamertynowie, Petroniuszowie и Celiuszowie, единственное преступление которых в глазах Антонина состояло в том, что они занимали должность консула. Масштабы безумия еще больше возрастают благодаря заявлению о моральной реформе, которую хотел ввести император. По его мнению, название города, который развивался на протяжении Тибра почти 900 лет, устарело и требует корректировки. Отныне Рим должен был называться в его честь, где сенаторы, немного высмеивая его решение, стали называть заседания Сената Ассамблеей Коммода.

Поскольку город был назван в его честь, логическим следствием было обожествление. Они стали называть его Геркулесом. Сам император, безусловно, пользовался этим прозвищем, полагая, что это было первое богословие в истории города, и сенаторы подчеркивали это сравнение масштабами правящего безумия. Позже должно было быть хуже. Император приказал построить огромные статуи Геракла. Он получил так много новых псевдонимов, что любимые игры Антонина одевались в шкуры льва и убивали диких животных (часто на арене). Это был даже не пик возможностей, которые у него были.

Коммод принадлежал людям, поведение которых было трудно предсказать, что еще более подтвердилось, когда он решил «похудеть» ожирением. Очевидно, предполагая, что большой живот - это просто сумка, которая собирает различные вещи во время одной из встреч, он вытащил нож, порезал живот человека и наблюдал, как изнутри выходят кишки, наверняка чувствуя удовлетворение тем, что в каком-то смысле он достиг своей цели.

Заговор и смерть

Среди наложниц у Коммода была его любимая - Марокко. Она имела такое особое положение среди любовников императора, что ей было дано имя Амазония. Коммод любил, когда она появилялась в спальне в костюме амазонки. Это увлечение даже дало правителю идею однажды выступить в одиночестве на арене в этом костюме, в борьбе с дикими животными или гладиаторами.

Автор SHA приписывает Коммоду 735 боев на арене в качестве гладиатора во время независимого правления и 365 раз за время жизни Марка Аврелия. В то время как для рядового участника гладиаторских боев такие цифры, безусловно, будут сильно преувеличенным достижением, стоит помнить, что, поскольку Император Коммод не мог просто проиграть такую ​​битву.

Биография последнего из Антонинов заставляет думать, что он достиг пика безумия, просто чтобы увидеть, как много еще можно сделать в этой «работе». Гладиаторские бои Коммода начали утомлять даже самих римлян, которые молча высмеивали императора. Когда он узнал об этом, в акте мести он решил сжечь весь Рим (не ограничиваясь теми немногими районами, которые сгорели во времена Нерона).

Незадолго до смерти тирана произошли события, которые часто воспринимаются как чудо - знаки гадания, такие как солнечные затмения, появление кометы, землетрясение, а также неуказанные огненные птицы, летящие до восхода солнца. Ни один из этих признаков не предвещал смерти императора, как тот, который сделал сам Коммод. Посетив школу гладиаторов, он увидел раненого воина. Он подошел к нему и окунул руку в рану, а затем залил лицо кровью, а затем появился на публике во время игр.

В декабре 192 года терпение римлян закончилось. Префект преторианцев (Квинт Эмилиан) и Мария сформировали заговор. 31 декабря 192 года Коммод был отравлен во время обеда. Однако император, согласно своему обычаю, выпил слишком много вина, поэтому его вырвало едой, в то время как он очищал тело от яда. Квинт не мог позволить тирану избежать его смерти на этот раз, поэтому он пустил в свою комнату борца (гладиатора?), Который затем задушил императора, когда он спал.

-4

Это описание является символическим, потому что в республиканские времена удушение было одним из смертных приговоров, вынесенных тем, кто совершил злоупотребление диктаторской властью, чтобы получить королевскую власть. В ночь с 31 декабря на 1 января 193 года над Тибром царила эйфория, подобная той, которая была принята для празднования наступления нового года (канун Нового года!). Конечно, никто не ложился спать слишком рано, потому что все хотели видеть, как труп тирана таскают за колесницей по улицам города, время от времени повторяя:

Пусть враг родины, убийца, гладиатор погибнет, разорванный на части в амфитеатре! Враг богов, мучитель сената, враг богов, убийца сената. Пусть то, что он убил, невинных тащит на крючке!

Здравый смысл между картами безумия

Нет сомнений в том, что биография Коммода, оставленная нам Элиусом Лампридиусом в коллекции Scriptores Historiae Augustae, во многом совпадает с тем, что он достиг благодаря своей актерской роли Хоакина Феникса в роли императора из фильма Ридли Скотта. Избиение мечом статуи отца, кровавая расправа с политическими врагами, сложная любовь к собственной сестре, увлечение играми-гладиаторами - все это элементы, которые доминируют как в фильме, так и в традиции, посвященной последним из Антонинов. Существует, конечно, также элемент анализа источника здравого смысла.

SHA является источником, который предоставляет нам огромное количество информации из жизни Коммода, но, вероятно, был записан в конце 4-го или в начале 5-го века. Хотя в отдельных биографиях фигурируют шесть разных авторов (Элиуш Спартианус, Юлий Капитолинус, Элиуш Лампридиус, Вулкачус Галликанус, Требелиуш Полион, Флавий Вопискус), на протяжении вековой исследовательской традиции все чаще считается, что автор был одним человеком, скорее всего, из сенаторской среды.

Это сенаторское происхождение отчасти определяет содержание биографии императора, который пытался снизить роль сената в римском государстве. Часто вы можете найти там контент, похожий на приведенный выше, посвященный Коммоду, который делает изображение правителя искаженным, и излишества правителя следует ставить под сомнение. Однако это не меняет того факта, что использовался так называемый damnatio memoriae, или «осуждение памяти» (которое впоследствии было отозвано Септимием Северусом). В результате, имя и дела последнего из Антонинов должны были быть стерты навсегда из публичного пространства Рима. Как это ни парадоксально, жизнь и дела Коммода Антонина увековечил Хоакин Феникс в фильме «Гладиатор»
.

-5