Летом группа в новом составе приступает к записи третьего альбома.
Ричард Макфейл
«Закончив гастроли, летом 1971 года Genesis сбежали в загородный дом Страта в Кроуборо, чтобы написать и подготовиться к записи второго альбома Nursery Cryme. До сих пор вижу Страта в образе крестного отца: «Мои дорогие парни, езжайте на несколько недель в мой загородный дом» - сказал он между глотками водки.
Genesis пребывали в здесь в течение 4 недель, сочинив все песни, которые войдут в «Nursery Cryme», я же отвечал за готовку на кухне. Иногда приходил Страт и приводил с собой друзей, вроде Роя Флинна, управлявшего Speakeasy, а также какое-то время Yes и другими группами Charisma».
Майк Резерфорд
«С самим Стратом мы виделись не часто, но по выходным он приходил в ванну в 10 утра и оставался там до обеда, читая газеты. Так что мы по-прежнему его не видели.
В первые годы нашей карьеры мы не очень хорошо воспринимали критику. Когда мы заканчивали запись и отдавали ее на прослушку Страту, то никогда не спрашивали: «Что ты думаешь?». Иногда я находился в полной уверенности, что мы выиграем от второго мнения, но Страт поверил в нас. Когда мы встречались с ним в офисе Charisma, мы выходили оттуда, чувствуя себя великолепно, возвышенно и уверенно. «Родные, это потрясающе!»
Фил Коллинз
«Это последний писк моды, когда группы собираются в деревне, то есть сочиняют песни вдалеке от сурового города. Если это хорошо повлияло на Traffic и Led Zeppelin, это будет хорошо и для Genesis.
Дом представлял собой особняк из эпохи Тюдоров, словно с открытки. Здесь у нас были сочинительские сессии. Мы питаемся большими блюдами, пьем красное вино из бочонка, восстанавливаем газон, чтобы играть в крокет. Эта старомодная аристократическая английская игра появится на обложке нового альбома Nursery Cryme. Лично по мне иллюстрации Пола Уайтеда (он сделал обложку и для Trespass) немного старомодные. Но перевес голосов был не в мою пользу, и он ещё создаст обложку для следующего альбома – Foxtrot.
Когда приходит очередь выбирать комнаты в доме, то снова даёт о себе знать неофициальная иерархия. Сначала свои спальные места выбирают Питер, Тони и Майк, новички – Стив и я – получают то, что осталось.
Во время работы я находился в своей стихии, наслаждаясь творческой свободой, свободным потоком идей, масштабами наших идей и продолжительностью наших песен».
Майк Резерфорд
«Сочинять альбом Nursery Cryme оказался непросто. Если бы рядом был Энт, уверен, мы бы его сделали быстрее, но нам нужно было встать на ноги без него, чтобы перейти на следующий этап. Особенно это касалось меня: я написал одну песню «Harlequin», в которой попытался сыграть свою гитарную партию и партию Энта на 12-струнной гитаре».
Питер Гэбриэл
«Стив и Фил тогда ещё не были готовы участвовать в склоках на фронтах. Тони вполне привык добиваться своего, а я был единственным, кто с ним спорил по любому вопросу. Мы были шаферами на свадьбах друг у друга, лучшими друзьями и худшими врагами одновременно… Когда у нас возникали дискуссии о том, должно ли продолжаться соло 20 минут, и если ты говорил: «Нет», то обязательно должен при себе иметь аргументацию в защиту своей позиции на ближайшие 4 дня. Но единодушие тоже присутствовало. Мы всё больше становились группой. Постепенно проявлялся образ, который отличал нас от других прог-рок групп».
Ричард Макфейл
«В конце лета мы съехали с Люксфорда и вернулись в студию с Джоном Энтони. И снова в Trident, взимавший с нас 60 фунтов стерлингов в час, но после репетиции всех песен, удалось их все записать довольно быстро. В этом смысле Genesis всегда были предприимчивыми и не тратили дорогое студийное время. У Beatles имелась роскошь свободного времени в студии Abbey Road, поэтому они могли сочинять во время записи, но это необычное удовольствие, которое не часто встречается у кого-либо ещё».
The Musical Box
Питер Гэбриэл
«Я был вдохновлен домом своего деда в Коксхилле. Там был чудесный английский сад, большая лужайка для крокета, пруд с золотыми рыбками, теплица с виноградниками, фиговые деревья... Там еще был сарай, где дед хранил всякое барахло. А еще в сарае была деревянная железная дорога - моя любимая игрушка! Не знаю, по идее она была маленькая, но я помню её большой!»
Первые музыкальные эскизы родились благодаря гитаристам Майку Резерфорду и Энтони Филипсу, они написали инструментальный фрагмент, который был назван "F Sharp".
Тони Бэнкс
«Так обычно Майк настраивал свою 12-струнку - три верхние струны он настраивал на F Sharp, отсюда и рабочее название. Энтони очень здорово украсил эту партию, и я был всегда за то, чтобы его имя обозначалось среди авторов песни.
Временный гитарист Мик Барнард, пришедший на место Филипса, сочинил большинство гитарных партий во время репетиции. А уже Стив Хакетт сохранил написанное ранее Филипсом и Барнардом, но и добавил кое-что своего. У нас не было особо времени заучивать новое. Также в песне звучит много партий Майка, все ритм-гитары - это его работа».
Поздней этот фрагмент был выпущен отдельно в Box Set'е под названием "Manipulation". Но работу над "Музыкальной шкатулкой" заканчивали уже без Энтони.
Фил Коллинз
«Мы играли её уже на первой моей репетиции в Maltings. Считайте, что это первая студийная сессия со мной. Мне кажется, ритм под клавишное соло был навеян песней «The Weaver» группы The Family».
Стив Хакетт
«Пусть "Musical Box" и была уже в основном написана до моего прихода, но там еще много чего можно было украсить или улучшить. А через какое-то время я вдруг понял, что звука самой музыкальной шкатулки в песне не было. Поэтому я выступил с этой, казалось бы, самой очевидной идеей первым (смеётся). И решил, что сам займусь этой партией: мы записали небольшую фразу на гитаре, поигрались с разными скоростями записи. Мне очень нравится эта деталь в песне. Таким был мой первый вклад в творчество группы».
В творчестве Genesis "Musical Box" стала первой песней, в которой они попытались сочетать разные секции.
Тони Бэнкс
«“The Musical Box" соткана из фрагментов, которые у нас были ещё во время "Trespass". Я особенно горжусь финальной частью. Там Майк играет определенную последовательность аккордов, после чего с мажором вступаю я. У нас получилась фуга, поначалу тихая, но готовая превратиться в нечто грандиозное! Я ещё думал: нужен ли там вокал или нет? И мне казалось, что нет - она и так прекрасно звучит. "Вы только послушайте, как звучит там орган!!" - говорил я. Но что вы думаете? Именно в этом месте Пит вдруг начал петь. Я пришел в ужас: "Нет, только не пой! Заткнись! - но... спустя мгновение я остановил свой эмоциональный ход. - Эй, а ведь неплохо звучит! Очень даже!". Именно это сочетание голоса и мелодии вывело песню на новый уровень. И, разумеется, это нашло отклик у слушателя».
Энтони Филлипс
«Помню, я пошел на концерт группы в Годалминге в Blues Club, где и услышал впервые "Musical Box"... Это было потрясающе!!»
Ричард Макфейл
«Самой важной песней в новом альбоме являлась «The Musical Box», которую я впервые услышал в студии на Западном Хэмпстеде, которой владел брат Джона Мейола Род, игравший с Филом в Flaming Youth. Я приезжал туда к 9 утра, чтобы подготовить всё для репетиции. Через пару часов появлялись остальные и начинали сочинять, играть. Я мог всё оставить и отправиться в Чаринг Кросс Роуд, чтобы купить струны, бубен, починить микрофон. Питер всегда их ломал, бросая на пол, будто он был Питом Тауншендом или кем-то другим, редкая экстравагантность для Genesis. В конце дня я возвращался в студию после своей круговерти, по пути мог встретиться с Фредом, Гэйл и другими, и я помню, как в один прекрасный день парни сказали, что хотят мне кое-что сыграть.
Я сел, они сыграли «The Musical Box». Я являлся первым человеком вне группы, который услышал эту песню. И я сразу понял, что эта песня станет классикой, весь первый фрагмент сделан в необычной настройке, на аккордах Фа-диеза, потом шло наращивание до крещендо, двойная гитара и орган, конкурировавшие с барабанами Фила, и Питер своим криком начинает над этим всем парить, приходя ко внезапному кульминационному стаккато.
Казалось, песня подытожила всю жизненную мощь группы. Во мне усилилось чувство гордости, пусть я и не играл, но оставался важным винтиком в колесе Genesis.
Когда угасла кульминация «The Musical Box» тогда в репетиционной комнате, пятеро парней посмотрели на меня, ожидая реакции. Я мог только ухмыльнуться: “Ух ты…”».
Стив Хакетт
«Как-то раз Брайан Мэй мне сказал, что хорошо знает ранний материал группы, в частности, "Musical Box". Там я играю в конце гитарное гармоничное соло. И вот он сказал, что оно очень сильно на него повлияло. Для меня это было откровением... По мне, это Брайан со своим гармоничным гитарным стилем был всегда пионером. С другой стороны, на сцене с Genesis я время от времени действительно делал что-то такое, и это было немного до Queen».
Тони Бэнкс
«К моменту начала работы над "Nursery Cryme" "Musical Box" уже звучала на концертах и пользовалась популярностью у публики. Поэтому было вполне очевидно, что нам необходимо было включить её в альбом».
Публичная премьера песни состоялась в марте 1971 года, в Бельгии.
Из аннотации:
"«Во время игры в крокет между восьмилетним Генри Гамильтоном-Смитом-младшим и девятилетней Синтией-Джейн де Блэйз-Вильям очаровательно улыбающаяся Синтия размахнулась своим крокетным молотком и изящным движением снесла Генри голову. Две недели спустя в детской Генри она нашла его бережно хранимую музыкальную шкатулку. Дрожа от нетерпения, Синтия открыла ее, и под звуки «Старого короля Коула» перед ней явился маленький призрак. Генри вернулся, но ненадолго - его тело начало стареть прямо на глазах, в то время как разум оставался детским. Желания всей жизни нахлынули на него. К несчастью, когда он попытался убедить Синтию исполнить его романтические желания, шум наверху привлек няньку, которая заглянула в детскую и в испуге швырнула музыкальную шкатулку в бородатого ребенка, уничтожив обоих»."
The Absent Friends
Первая песня, в которой главную вокальную партию исполнил Фил Коллинз. Он же написал её вместе со Стивом Хакеттом. Но на концертах она ни разу не исполнялась.
Стив Хакетт
«Припоминаю эту песню. Я написал её вместе с Филом. Изначально была только моя мелодия. А текст мы с ним написали вместе. То есть она на три четверти моя и на одну четверть его (улыбается). "The Absent Friends" - о двух старушках, вдовах, которые оплакивают своих мужей, ушедших в мир иной».
Фил Коллинз
«Показать песню парням решаюсь сам, иду к ним и открываю рот… Я немного не уверен – как по мне, мой голос звучит мягко и осторожно. Но парням нравится, и для меня это очень хорошо. В итоге «For Absent Friends», которая длится 1 минуту и 44 секунд, скорее «интерлюдия», чем «песня». Но это мой первый главный вокал в Genesis.
Кажется, парни чувствовали себя комфортно и были не против моего исполнения (Ринго ведь тоже пел песни!)».
Майк Резерфорд
«”Absent Friends” - песня Фила и Стива. Я мог бы обойтись без неё на пластинке, но учитывая, что ее написала пара новичков, то, кажется правильным её наличие. Кроме того, мы слушали всё, что приносил Фил. Пит, Тони и я приносили всё, что сочиняли, после чего спорили, в то время как Фил в этом не ощущал нужды. Его отношение можно охарактеризовать так: «Вот, парни. Либо возьмите, либо забудьте». У Фила никогда не играло эго».
Тони Бэнкс
«Я вполне мог бы жить без этой песни. Из альбома "Nursery Cryme" наименее любимые мною песни "For Absent Friends," "Harlequin" и "Giant Hogweed"».
The Return of the Giant Hogweed
"The Return Of The Giant Hogweed" ("Возвращение гигантского борщевика"), могла бы послужить основой для целого фильма. Фантастическая история о том, как растение, завёзенное с "русских холмов" (на самом деле Юго-Западный Кавказ) в Англию исследователем Викторианской эпохи, стало разрастаться и покорять английские города, и единственным временем для борьбы с сорняком стала ночь (сок растения вызывает сильные ожоги, однако токсин активируется лишь под воздействием Солнца). В конце песни Гэбриэл демонстрирует свои познания в области биологии и ботаники, произнося название Heracleum mantegazzianum, т.е. Борщевик Мантегацци или Кавказский. Композиция состоит из чередующихся частей, сыгранных в разных жанрах - от хард-рока и прото-хэви-метал до классики и народных мотивов кавказских народов. Всё это великолепие дополняется резким голосом Гэбриэла, гармонирующим с пронзительными риффами Хакетта (цитата из "Вечерней Москвы")
Майк Резерфорд
«"Musical", "Hogweed" - всё это тексты Питера. В нём всегда были странности. Он всё время старался найти что-то необычное».
Стив Хакетт
«"The Return Of The Giant Hogweed" - вступление написал я, используя технику "тэппинга" на гитаре, с большим пальцем. Тони продублировал ту же партию на клавишных на Хохнере (пианет), с использованием фуз-бокса. Но тот фрагмент мой. Пытаюсь вспомнить, имею ли я отношение к ещё чему-нибудь в песне... Да! Я предложил название. У Питера была только идея "гигантского борщевика", а я сказал: "Почему бы нам не добавить что-нибудь из фильмов ужасов? Типа "Возвращение..." - таков мой мини-вклад в текстовую часть. И я не помню точно... Нет, всё-таки был еще инструментальный фрагмент (пытается напеть), он тоже мой».
Seven Stones
«Песня-притча о вере в удачу, которая состоит из нескольких эпизодов, рассказанных от имени старика. Застигнутый бурей жестянщик расчищает листву под деревом и видит семь камней, лежащих на земле, в седьмом доме он находит приют. Во время опасности на море капитан видит пролетающую чайку и поворачивает судно, следуя её полёту».
Стив Хакетт
«Думаю, основная часть песни была написана Тони и Питером, а я для неё сочинил только инструментальный бридж»
Тони Бэнкс
«Есть тексты наших песен, от которых мне неудобно. Там, где я текст написал, это одно дело, а где тексты не мои - будет не справедливо с моей стороны их комментировать. В этом плане "Seven Stones" немного выпадает».
Harlequin
Тони Бэнкс
«Про "Harlequin" мне даже как-то не ловко говорить. Думаю, песня-то хорошая, но исполнение её крайне слабое».
Стив Хакетт
«Скорее, это песня Майка, а текст... то ли Майк, то ли Тони. Очень умиротворенная. Здесь я работал только над гитарными партиями».
Harold The Barrel
"Песня-пьеса, которая, по словам Гэбриэла, является типичным примером английского юмора. Это история о Гарольде Барреле (игра слов: "Barrel" по-английски — "бочка", а также "брюхо"), добропорядочном хозяине ресторана и отце троих детей, который забрался на крышу и собирается с неё спрыгнуть, а родственники и соседи собрались внизу и пытаются уговорить его не делать этого. История рассказана по ролям и наложена на живую и игривую мелодию. Текст песни проходит через реплики человека на улице, члена городского совета, мэра города и британской толпы, попеременно убеждающих Гарольда вернуться и предлагающих помощь. Не добившись успеха, к делу привлекается мать Гарольда — 67-летняя миссис Баррел, которая мимоходом замечает, что "если бы его отец был жив, он был бы очень, очень, очень расстроен, у него грязная рубашка, а тут присутствует журналист из BBC". С основной мелодией песни контрастирует медленная и романтически-задумчивая партия самого Гарольда, мечтающего о далеком море и лодке. По мнению критиков и поклонников группы, в композиции передано желание простого человека вырваться из ежедневной рутины".
Тони Бэнкс
«Подобные песни не встретишь в репертуаре настоящих симфо/прог-рок групп. Ну а поп-сторона всегда была с нами, просто чтобы она проявилась, нужно было время».
Стив Хакетт
«Эту песню я точно не писал. Скорее, Тони. Или нет… Возможно, Питер».
Тони Бэнкс
«Для меня самые лучшие тексты Питера - "Get'em Out By Friday" и "Harold the Barrel", такие мини-оперетты».
Фил Коллинз
«На некоторых сессиях мы садились вокруг Тони, который играл на органе Хаммонда, с Майком на 12-струнке и Питером, импровизировавшим вокальную партию. Аналогично Питер пишет на фортепьяно «Harrold the Barrel», а я стою около него, пою гармонии и подсказываю идеи. Я также могу взять несколько рояльных аккордов, хотя моя неуверенность кричит во мне: «Они это уже слышали!» Из работы с парнями я извлек один урок: никогда не браться за первую идею мелодии, которую ты поешь. Копай глубже, обыгрывай её. Исследуй. Если послушать Битлз «She Loves You» - там очень простая последовательность аккордов, но мелодия, которая наложена на эту простоту, красиво обработана. Эти советы и приемы от Питера, Майка и Тони я впитывал в себя, как от более опытных композиторов».
The Fountain of Salmacis
Тони Бэнкс
"Большим новшеством для меня стал меллотрон, который мы купили у King Crimson - грандиозная вещь, создававшая все эти магические звуки. У Crimson это был уже третий меллотрон. Поначалу мне было неудобно на нём играть. Прямо сразу я начал наигрывать струнными звуками, так как понятия не имел, что ещё делать. У меня был фрагмент, который я сочинил ещё в Университете - в период Trespass, но так он у меня и лежал. Я ещё не был в нём уверен, но тут мне очень хорошо помог Стив».
Стив Хакетт
«Если у кого-то появлялась идея, то мне тут же хотелось её подхватить. "Эй, чувак, всё правильно, давай!" - настроить на позитивную волну. Я всегда был во всем заинтересован, насколько это возможно. И как только у Тони появился меллотрон и он начал что-то наигрывать, я тут же на это отреагировал: "Нам необходимо это использовать!" Это были первые аккорды "The Fountain of Salmacis". Я очень был ею увлечен. Мне всегда нравились песни с весомым участием меллотрона. Он позволял открывать что-то новое, вносить долю мистики... магии, мифологии, какие-нибудь повествования, рассказы. А эта песня из тех, что я называю "одиссея". Никогда не знаешь, чем она закончится.
Я до сих пор вспоминаю репетицию, когда зарождалась эта песня. Когда я начал играть гитарное соло поверх струнных звуков Тони. И тут как током ударило: вот оно! Открытие! Я даже толком других не слышал - очень волнующий был момент. Мне хотелось добавить какие-то ключевые мелодичные обороты. Мы репетировали при свете нескольких разноцветных лампочек в комнате, и в тот момент показалось, что все они для меня ожили - мистика. Я не знаю, как вам это всё описать и с чем сравнить. Это как девственность потерять... Уже потом каждый раз я ждал, что такой же по силе творческий момент снова настанет, но в жизни он происходит только один раз. И вот тогда был именно он».
Тони Бэнкс
«"The Fountain of Salmacis" - это определенно что-то новое, отклонение от нормы. В ней много вот этой классической атмосферы. На мой взгляд, это самый удачный трек и, безусловно, мой любимый на этом альбоме"
Стив Хакетт
«Питер - замечательный певец. Он может петь высоко, может низко, как угодно... А эта песня очень трудная для исполнения, поверьте. Мне кажется, даже Лучано Паваротти было бы сложно исполнить её убедительно, она требует различных переходов - от сопрано до баритона».
Фил Коллинз
"«Nursery Cryme» не в числе моих любимых альбомов. Звучит он так, словно все играли двумя руками на клавишах. Слишком много аккордов, тут и два гитариста, да и барабаны звучат ужасно. Такое чувство, что каждый пытается вытеснить друг друга».
Тони Бэнкс
«Самое печальное, что связано с «Nursery Cryme», это отсутствие реакции со стороны звукозаписывающих компаний. Казалось, им альбом не понравился. Если же оглядываться, могу сказать, что этот альбом мною наименее любим. Но по сравнению с Trespass, определенно, это развитие. Для себя лишь выделю «The Musical Box» и «Fountain of Salmacis»".
Это отрывок из интервью Тони от 2007 года. Интересно, что в 80-х он считал иначе.
«До меня постепенно доходило, что в «Nursery Cryme» мы ни капли не продвинулись по сравнению с «Trespass». И я свыкнулся с этой мыслью. Потеряв Энтони, мы потеряли что-то очень важное. И мы были слишком молоды, неопытны, чтобы справиться с этим, смириться с резкими переменами. Думаю, что «Musical Box» и «Salmacis» - единственные песни, которые были достоинствами альбома, и обе они были пережитками времен Энтони».
Альбом «Nursery Cryme» вышел в ноябре, но занял лишь 39-ю строчку. Между тем, альбом «Fog on the Tyne» группы Lindisfarne из того же лейбла Charisma, в 1972 году взял 1-е место и стал самым продаваемым в Великобритании. И акценты лейбла начали переходить в ее сторону.
To be continued...