Найти в Дзене
Ростляндия

Как дети пошли в школу с 6 лет

Страница из учебника "Познание мира". 1 сентября все первоклассники хотят учиться. Главное - чтобы это желание не пропало до 25 мая.
Страница из учебника "Познание мира". 1 сентября все первоклассники хотят учиться. Главное - чтобы это желание не пропало до 25 мая.

О том, с какого возраста детям лучше идти в школу, рассуждают педагоги, психологи, чиновники и родители. Есть очень грамотные рекомендации, в которых проблема рассматривается со всех сторон. Ознакомившись с ними, родители могут принять правильное решение. Но в Казахстане в конце прошлого учебного года решение за всех родителей будущих первоклассников приняли чиновники Министерства образования и науки.

Прошлой весной в Казахстане на уровне Министерства образования было решено, что все дети пойдут в школу с 6 лет. Или с 5, если родители захотят.

Весной такие официальные ответы давали на вопросы обеспокоенных родителей
Весной такие официальные ответы давали на вопросы обеспокоенных родителей

Многие родители шестилеток были настроены на подготовительный класс. Но подчинились ситуации. В срочном порядке организовали обучение детей чтению, счёту, письму – собственными силами, при помощи репетиторов, в группах подготовки к школе детских центров. Купили всё необходимое будущим ученикам и записали детей в школы.

В августе в СМИ появились разъяснения, что юридических документов, обязывающих учиться с 6 лет, нет. И появился подзаконный акт, закрепляющий право родителей на выбор - с 6 или с 7 лет оформлять детей в школу. Но мне не известно ни одного случая, чтобы кто-то из родителей будущих шестилетних первоклассников забрал документы или перевёл их в подготовительный (нулевой) класс.

К августу чиновники передумали (или одумались?). Но родители после всех потраченных усилий и средств на подготовку детей к школе решили ничего не менять
К августу чиновники передумали (или одумались?). Но родители после всех потраченных усилий и средств на подготовку детей к школе решили ничего не менять

В 2019-2020 учебном году в школу записывали детей, окончивших подготовительный класс – в основном семилетних, и детей после детского сада – шестилетних. В школе Виктории дети после подготовительных классов в основном оказались в 1 «А», 1 «Б», 1 «В» и 1 «Г. А шестилетние дети – в основном в 1 «Д», 1 «Е» и 1 «Ж».

Поэтому большинству одноклассников Виктории, как и ей самой, в момент поступления в школу было 6,5 лет. Полностью одновозрастной состав класса не получился. Одному ребёнку восемь исполнилось ещё весной. Другому - в декабре. Одной девочке в сентябре было 5 лет 10 месяцев.

Фрагмент списка класса Виктории с датами рождения детей
Фрагмент списка класса Виктории с датами рождения детей
В классе оказались дети от 5 лет 10 месяцев до 8 лет 5 месяцев.
В классе оказались дети от 5 лет 10 месяцев до 8 лет 5 месяцев.

В начале учебного года разница между детьми классов "А", "Б", "В", "Г" и классов "Д", "Е", "Ж" бросалась в глаза. Дети из классов первой группы выглядели взрослее и выше ростом.

При поступлении в школу возраст и рост, пожалуй, не главное. Важнее способности и уровень подготовки. А они в нашем классе тоже очень различались. Многие дети умели хорошо читать и считать. Но были и только начинающие осваивать этот навык.

У одного одноклассника Виктории сестра учится в 3 классе. Его мама рассказывала, что в классе дочери, преимущественно состоящем из семилетних детей, оказались двое шестилетних. Их учительница говорила родителям, что разница между первыми и вторыми ощущалась и на третьем году обучения. Потому что эти двое детей не были подготовлены к школе содержательно, физически и психологически.

В силу некоторых личных обстоятельств я за год до начала обучения планировала, что Виктория пойдёт в 1 класс с 6,5 лет. Поэтому мы целенаправленно готовились в течение всего предшкольного года: логопедические занятия, чтение, математика, Настраивала психологически. Больших трудностей в учёбе на возникло. Когда ей исполнилось 7, было очень заметно, что девочка повзрослела. С одной стороны, стала увереннее в себе и самостоятельнее. Но 7 лет - это период возрастного кризиса. И он проявился практически сразу. Виктория стала вести себя как подросток. Я думаю, если бы этот период совпал с началом обучения - были бы дополнительные сложности.

В целом социальный эксперимент завершился вполне благополучно. С программой все дети в классе Виктории справились. В конце первого полугодия учительница сказала, что по оценке завуча наш класс самый организованный.

Меня в этой ситуации больше всего волнует здоровье позвоночника ребёнка. Поэтому летом накануне 1 класса ходили в бассейн. С сентября - в секцию гимнастики. Во время дистанционного обучения часто делаем перерывы и выполняем физические упражнения. И всё равно, замечаю, что когда пишет, наклоняет корпус в сторону. А когда рисует - сидит прямо.

Учиться можно с 6 и даже с 5 лет - время вносит свои коррективы. Но прежде чем проводить такие масштабные эксперименты, нужно не только программы пересмотреть, но и подходы, методы, условия, в которых дети учатся. Потому что сидение за партами по 4 часа в школе плюс 1-2 часа за домашними заданиями - слишком серьёзное испытание для здоровья детей.

Если девушка сделала неправильный выбор, вышла замуж за Петю, а не за Васю, судьба может дать ей второй шанс. Возможность разойтись с Петей и выйти замуж повторно - может быть даже за Васю. Если молодой человек неправильно выбрал вуз - последствия тоже не фатальны. Можно бросить учёбу в этом вузе и поступить в другой. Или получить второе высшее образование. Или устроиться на интересную работу не по специальности.

Начало обучения детей в школе - важное решение, которое невозможно принять дважды. Скорее всего, для кого-то из детей лучше начать учиться раньше. Для кого-то - немного позже. Слышала истории о том, что отправили ребёнка в школу в 6 лет, и жалеют об этом "до сих пор". И истории о том, что ребёнок пошёл в школу в 6 или в 5 лет, и всё замечательно. Аттестат с отличием, успешная карьера и т.д. Но экспериментально нельзя опровергнуть или подтвердить, что причина успехов или неудач - в том, что ребёнка отдали в школу раньше установленного для всех срока или позже, чем можно было.

Родители могут ознакомиться с мнением специалистов или проконсультироваться у специалистов с учётом конкретных особенностей своего ребёнка. Но принимают решение, как правило, ориентируясь на собственный опыт и собственные ощущения. То есть интуитивно. Если интуиция - сильная сторона личности родителя, решение будет правильным.

Здесь очень хорошая статья для тех, кто ещё не решил, в каком возрасте ребёнок пойдёт в школу:

http://lovingmama.ru/article/872-v-kakom-vozraste-otdavat-rebenka-v-shkolu