О том, с какого возраста детям лучше идти в школу, рассуждают педагоги, психологи, чиновники и родители. Есть очень грамотные рекомендации, в которых проблема рассматривается со всех сторон. Ознакомившись с ними, родители могут принять правильное решение. Но в Казахстане в конце прошлого учебного года решение за всех родителей будущих первоклассников приняли чиновники Министерства образования и науки.
Прошлой весной в Казахстане на уровне Министерства образования было решено, что все дети пойдут в школу с 6 лет. Или с 5, если родители захотят.
Многие родители шестилеток были настроены на подготовительный класс. Но подчинились ситуации. В срочном порядке организовали обучение детей чтению, счёту, письму – собственными силами, при помощи репетиторов, в группах подготовки к школе детских центров. Купили всё необходимое будущим ученикам и записали детей в школы.
В августе в СМИ появились разъяснения, что юридических документов, обязывающих учиться с 6 лет, нет. И появился подзаконный акт, закрепляющий право родителей на выбор - с 6 или с 7 лет оформлять детей в школу. Но мне не известно ни одного случая, чтобы кто-то из родителей будущих шестилетних первоклассников забрал документы или перевёл их в подготовительный (нулевой) класс.
В 2019-2020 учебном году в школу записывали детей, окончивших подготовительный класс – в основном семилетних, и детей после детского сада – шестилетних. В школе Виктории дети после подготовительных классов в основном оказались в 1 «А», 1 «Б», 1 «В» и 1 «Г. А шестилетние дети – в основном в 1 «Д», 1 «Е» и 1 «Ж».
Поэтому большинству одноклассников Виктории, как и ей самой, в момент поступления в школу было 6,5 лет. Полностью одновозрастной состав класса не получился. Одному ребёнку восемь исполнилось ещё весной. Другому - в декабре. Одной девочке в сентябре было 5 лет 10 месяцев.
В начале учебного года разница между детьми классов "А", "Б", "В", "Г" и классов "Д", "Е", "Ж" бросалась в глаза. Дети из классов первой группы выглядели взрослее и выше ростом.
При поступлении в школу возраст и рост, пожалуй, не главное. Важнее способности и уровень подготовки. А они в нашем классе тоже очень различались. Многие дети умели хорошо читать и считать. Но были и только начинающие осваивать этот навык.
У одного одноклассника Виктории сестра учится в 3 классе. Его мама рассказывала, что в классе дочери, преимущественно состоящем из семилетних детей, оказались двое шестилетних. Их учительница говорила родителям, что разница между первыми и вторыми ощущалась и на третьем году обучения. Потому что эти двое детей не были подготовлены к школе содержательно, физически и психологически.
В силу некоторых личных обстоятельств я за год до начала обучения планировала, что Виктория пойдёт в 1 класс с 6,5 лет. Поэтому мы целенаправленно готовились в течение всего предшкольного года: логопедические занятия, чтение, математика, Настраивала психологически. Больших трудностей в учёбе на возникло. Когда ей исполнилось 7, было очень заметно, что девочка повзрослела. С одной стороны, стала увереннее в себе и самостоятельнее. Но 7 лет - это период возрастного кризиса. И он проявился практически сразу. Виктория стала вести себя как подросток. Я думаю, если бы этот период совпал с началом обучения - были бы дополнительные сложности.
В целом социальный эксперимент завершился вполне благополучно. С программой все дети в классе Виктории справились. В конце первого полугодия учительница сказала, что по оценке завуча наш класс самый организованный.
Меня в этой ситуации больше всего волнует здоровье позвоночника ребёнка. Поэтому летом накануне 1 класса ходили в бассейн. С сентября - в секцию гимнастики. Во время дистанционного обучения часто делаем перерывы и выполняем физические упражнения. И всё равно, замечаю, что когда пишет, наклоняет корпус в сторону. А когда рисует - сидит прямо.
Учиться можно с 6 и даже с 5 лет - время вносит свои коррективы. Но прежде чем проводить такие масштабные эксперименты, нужно не только программы пересмотреть, но и подходы, методы, условия, в которых дети учатся. Потому что сидение за партами по 4 часа в школе плюс 1-2 часа за домашними заданиями - слишком серьёзное испытание для здоровья детей.
Если девушка сделала неправильный выбор, вышла замуж за Петю, а не за Васю, судьба может дать ей второй шанс. Возможность разойтись с Петей и выйти замуж повторно - может быть даже за Васю. Если молодой человек неправильно выбрал вуз - последствия тоже не фатальны. Можно бросить учёбу в этом вузе и поступить в другой. Или получить второе высшее образование. Или устроиться на интересную работу не по специальности.
Начало обучения детей в школе - важное решение, которое невозможно принять дважды. Скорее всего, для кого-то из детей лучше начать учиться раньше. Для кого-то - немного позже. Слышала истории о том, что отправили ребёнка в школу в 6 лет, и жалеют об этом "до сих пор". И истории о том, что ребёнок пошёл в школу в 6 или в 5 лет, и всё замечательно. Аттестат с отличием, успешная карьера и т.д. Но экспериментально нельзя опровергнуть или подтвердить, что причина успехов или неудач - в том, что ребёнка отдали в школу раньше установленного для всех срока или позже, чем можно было.
Родители могут ознакомиться с мнением специалистов или проконсультироваться у специалистов с учётом конкретных особенностей своего ребёнка. Но принимают решение, как правило, ориентируясь на собственный опыт и собственные ощущения. То есть интуитивно. Если интуиция - сильная сторона личности родителя, решение будет правильным.
Здесь очень хорошая статья для тех, кто ещё не решил, в каком возрасте ребёнок пойдёт в школу:
http://lovingmama.ru/article/872-v-kakom-vozraste-otdavat-rebenka-v-shkolu